Сергей Афанасьев: Ответственность штрафами не повысить | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 25/11/2015

Сергей Афанасьев: Ответственность штрафами не повысить

Сергей Афанасьев: Ответственность штрафами не повысить

Ответственный секретарь Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев выступил с комментарием некоторых положений предложенного Ростехнадзором законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был разработан надзорным органом «в целях  усиления ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства за выполнение возложенных на них задач». Эксперт не просто не одобрил отдельные статьи документа, — он назвал их «вредными», «необоснованными» и даже «средневековыми».

 
- В самом названии не звучит никакой конкретики, но в статье 5 своего законопроекта Ростехнадзор предлагает дополнить главу 14 Кодекса об административных нарушениях статьей 14.61 «Нарушения саморегулируемой организацией законодательства о саморегулируемых организациях».

За десять месяцев 2015 года, по информации самого надзорного органа, РТН выписал штрафов саморегулируемым организациям на сумму более 1,1 млн рублей – и это действуя в рамках существующего законодательства, без введения дополнительных оснований для взысканий и санкций. Возможно, Ростехнадзор стремится в разы увеличить объем штрафов и превратить административные взыскания, накладываемые на СРО, в самостоятельную статью пополнения бюджета?

В пояснительной записке к законопроекту прямого объяснения нет, но предложение РТН выглядит именно так: в случае принятия закона в представленном виде саморегулируемые организации строительной сферы и их руководители будут нещадно привлекаться к административной ответственности и подвергаться штрафам.

В частности, заложенными в законопроекте дополнениями в КоАП предполагается, что за непредставление или несвоевременное представление в Ростехнадзор любых сведений и документов, перечень которых установлен законодательством, последует наложение штрафа на СРО в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Несоблюдение СРО требований законодательства по контролю за деятельностью своих членов повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а на юридических лиц (то есть на сами партнерства) – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Любое повторное в течение года нарушение обойдется должностным лицам СРО в 20-30 тыс. рублей, а партнерствам как юридическим лицам — в 100-200 тыс. рублей.

В условиях падающих объемов строительства, безденежья, растущей в отрасли безработицы, под угрозой банкротства и ухода с рынка членам саморегулируемых организаций надо быть готовым еще и к дополнительной финансовой нагрузке. Ведь учитывая специфику СРО, смета которых формируется исключительно из взносов членов партнерства, за выявленные незначительные нарушения будут расплачиваться строительные, проектные и изыскательские компании. Никаких иных источников средств саморегулируемая организация не имеет.

Фактически, Ростехнадзор стремится не просто усилить ответственность, но и в не слишком завуалированном виде перевести ее в разряд коллективной. Человечество в своей истории уже проходило подобную практику коллективной ответственности и, к счастью, давно от нее отказалось. Например, в средневековой Англии, когда в окрестностях деревни совершалось какое-либо правонарушение, и власти не могли (или не хотели) найти конкретного виновника, штрафом облагали всех местных жителей. Ростехнадзор своим законопроектом предлагает сделать шаг назад, в сторону Средневековья. Ни к каким позитивным изменениям – ни в саморегулируемом сообществе, ни в строительной отрасли – это не приведет.

Общественный совет по развитию саморегулирования предлагает исключить из представленного Ростехнадзором законопроекта статью 5 о дополнении Кодекса РФ об административных правонарушениях как вредную и необоснованную. Ответственность саморегулируемых организаций в достаточной мере закреплена в действующем законодательстве и не нуждается в каком-либо обособлении на уровне специальных статей административного или уголовного кодекса. Равно как нет необходимости в введении отдельных статей о нарушениях в самом Ростехнадзоре. Казалось бы, существует в УК РФ статья 290 – об ответственности за взяточничество и вымогательство взяток. Строгая статья с очень жесткими санкциями – подобные преступления становятся позорным пятном, подрывают устои государственности. Но жесткость закона не останавливает отдельных лиц из числа недобросовестных чиновников, как мы видим сейчас на примере истории с некоторыми специалистами надзорного органа в Ивановской области.

Источник: Общественный совет по развитию саморегулирования

Темы: , ,


Обсудить на форуме