Петербургские строители пообещали бороться за конкурсы до конца | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 28/10/2013

Петербургские строители пообещали бороться за конкурсы до конца

Закон о «Контрактной системе…» вновь подвергли критике, на этот раз петербургские чиновники и строители. Председатель Комитета по строительству Администрации Петербурга Михаил Демиденко честно признался, что строительная отрасль заслуживает конкурсов, а не электронных аукционов, но при этом отметил, что чиновники будут выполнять тот закон, который вступит в силу 1 января 2014 года. Строители обещали добиться внесения в документ нужных поправок.

Новый закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» не критиковал еще только ленивый. Но больше всего им недовольны представители строительной отрасли. Их документ оставляет практически в таком же невыгодном положении, как и не поминаемый к ночи 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако надежда на то, что ситуацию удастся изменить в лучшую сторону, еще есть – из нескольких десятков подзаконных актов к 44-ФЗ утверждены пока только 2 постановления Правительства РФ. Остальные документы находятся в разработке.

Дамоклов меч электронных торгов

На состоявшемся в Северо-Западном институте управления (РАНХиГС) круглом столе «Строительство и госзаказ: проблемы и пути решения» покритиковать новую систему государственных и муниципальных закупок успели все: представители научных кругов и общественных организаций, «дорожники», строители и чиновники.

Одним из главных недостатков нового закона эксперты назвали электронные аукционы, которые остаются обязательными для закупок на сумму меньше 500 млн руб. По мнению директора ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга Юрия Агафонова, 94-ФЗ и введенные им электронные аукционы уже привели к банкротству десятков крупнейших компаний в сфере дорожного строительства и нанесли огромный вред всей строительной отрасли.

«Применение 94-ФЗ превратилось в «голую» экономию. Поэтому так важно не повторять эти ошибки в 44-ФЗ. Но и там сейчас предлагается оставить электронные аукционы для всех закупок, стоимость которых ниже 500 млн руб. В эту сумму попадают почти все объекты дорожного строительства. При такой формулировке ситуация в дорожном хозяйстве у нас не изменится. Электронные аукционы губительны для строительной и проектной отраслей», — констатировал представитель ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга.

Резко против электронных аукционов выступил и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов: «Принятый закон разрушает строительную отрасль. Без отмены электронных торгов ничего решить не удастся».

Однако эксперты надеются, что ситуацию еще удастся изменить – через подзаконные акты к 44-ФЗ. Ведь из 70 подзаконных актов, которые должны быть приняты к закону «О контрактной системе…», утверждены пока всего несколько постановлений Правительства РФ. Поэтому директор Северо-Западного института управления Президентской академии Владимир Шамахов считает, что пока не все потеряно. «Сейчас мы находимся в ситуации, когда еще можно до 1 января эти коррективы вносить. Надо подумать, как это лучше сделать: по партийной линии, через РСПП, ТПП РФ или другие каналы. Надо решить, через кого продвигать наши идеи», — отметил эксперт.

Горькая судьба чиновника

Недовольны электронными аукционами и представители петербургского Комитета по строительству, которые обязаны размещать госзаказ по закону, однако потом же и отвечать за невыполнение работ в установленный срок. «Органы исполнительной власти обязаны уважать все законы. Для нас они все хороши. Однако определять подрядчика на электронных торгах, это все равно, что выбирать жену с завязанными глазами. То, чем обычно заканчиваются такие торги, нас не радует. И чем дальше, тем хуже. Считаю, что строительная отрасль заслуживает особого внимания, которое должно быть оформлено конкурсными процедурами по определению качественных характеристик подрядчиков. Сейчас же у нас не работа на стройках идет, а сплошные разбирательства с подрядчиками. И меня радует, что общественность обсуждает эту проблемы, пытается внести изменения в 44-ФЗ», — сообщил председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Михаил Демиденко.

Встает вопрос и с обучением государственных заказчиков. Представители ВУЗов опасаются, что с 1 января, когда рынок образовательных услуг в этой сфере будет либерализован, предложить свои услуги по обучение контрактных управляющих смогут любые учебные заведения. И тогда, полагает декан факультета дополнительного профессионального образования Северо-Западного института управления Президентской академии Лариса Каранатова, именно непрофессиональные учебные заведения будут выигрывать торги на обучение государственных заказчиков. «Сейчас отменены требования к ВУЗам, которые проводят обучение госзаказчиков. В итоге, на рынок выйдут негосударственные ВУЗы, у которых нет ни специалистов, ни опыта для предоставления такой услуги. И на электронных торгах именно они будут побеждать с демпингом в 40-50%, потому что «серьезные» ВУЗы не будут так снижаться», — предрекла эксперт.

Доля для малого бизнеса

Однако есть в новом законе и определенные плюсы, к которым относится защита малого и среднего бизнеса, интересы которого не были учтены в 94-ФЗ. «Конечно, это не дело, что в законе через запятую стоят закупки лекарств, канцелярии и строительных подрядов. Заказать строительный подряд – это целая процедура, это не стол купить. Но есть в 44-ФЗ все же и плюсы, — отметил вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан. — В нем прописано, что 15% от общего объема государственного заказа должно отдаваться компаниям малого и среднего, прежде всего малого бизнеса. То есть в строительной отрасли каждый год малый бизнес должен получать 15% государственных заказов. Это большая цифра. Но закон еще должен исполняться. Это сейчас самое главное. Боюсь, что для петербургского Комитета по госзаказу тендеры на сумму до 20 млн руб. – это мелочи, и они могут их не заметить в общем море закупок», — высказал свои сомнения эксперт.

Напомним, большая часть положений закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» вступит в силу 1 января 2014 года, отдельные положения — в более поздние сроки. Полностью данный закон начнет действовать с 1 января 2017 года. Как отметил член совета Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Михаил Тывин, если к этому времени удастся ввести институт предквалификации для закупок в строительной отрасли, то на государственных стройках наконец можно будет увидеть квалифицированных строителей и инженеров, которых там уже практически не осталось.

Источник: Информационный портал «Саморегулирование», фото: Северо-Западный институт управления Президентской академии.

Темы: , ,


Обсудить на форуме