Год назад вышел закон об энергосбережении, предписывающий до 1 января 2012 года в обязательном порядке оснастить приборами учета все жилые здания. Однако спустя год законодатели поняли, что со сроками они явно погорячились.
В октябре авторы законопроекта признали свою ошибку, внеся в Государственную Думу проект еще одного закона – о переносе сроков обязательной установки приборов учета электроэнергии, воды и газа до 1 июля 2013 года.
Отправили на доработку
Отложить обязательную установку счетчиков на полтора года законодателей вынудил ряд причин. Прежде всего, процесс предполагает довольно большой объем работ, и за год «оприборить» всю Россию вряд ли удастся. Например, в Петербурге, по словам главного специалиста отдела эксплуатации и инженерного обеспечения Жилищного комитета Бориса Чешко, на 100% жилые здания оснащены только внутридомовыми счетчиками холодной воды. Приборы учета тепловой энергии имеют примерно 70% многоквартирных домов, электросчетчики установлены в 4–6% зданий, и только 1% имеет общедомовые приборы учета газа.
По приборам учета внутри квартир статистики пока нет, однако можно предположить, что количество петербуржцев, не имеющих в своих квартирах счетчиков, достаточно велико. И на быстрое их сокращение рассчитывать не приходится тоже по нескольким причинам.
Во-первых, выяснилось, что не всегда существует техническая возможность установить счетчики. Например, очень сложно поставить индивидуальный прибор учета потребления тепла. Это возможно исключительно в домах с поквартирной разводкой, которая есть только в новостройках. Во всех остальных жилых зданиях практикуется разводка по стоякам. И зачастую тепло в квартиру подают несколько стояков. Получается, что на каждый из них надо установить счетчик. Это вызывает недовольство у потребителей – портится внешний вид квартиры, да и с финансовой точки зрения устанавливать несметное количество счетчиков совсем невыгодно. Новый закон должен разъяснить этот вопрос и уточнить места установки приборов учета.
Для некоторой части собственников препятствием в решении данной проблемы стал запрет на самостоятельную установку счетчиков – постановление об отмене лицензирования этого вида деятельности, принятое в 2007-м, признано утратившим силу только в апреле нынешнего года. «Это же чистой воды строительная деятельность, – объясняет сопредседатель общественной организации «Союз потребителей России» Анатолий Голов. – Поэтому в Петербурге даже установкой приборов учета внутри квартиры могут заниматься только те организации, которые либо работают по старой лицензии, либо состоят в строительной СРО». Однако фирмы, предлагающие подобные услуги, порой запрашивают такие деньги за свою работу, что не всякий кошелек выдержит. «Мы высчитали, что себестоимость установки одного счетчика на воду составляет примерно 320 руб., – рассказывает господин Голов. – Причем в эту цену счетчик тоже входит. Несмотря на это, фирмы в Петербурге дешевле, чем за 1500 руб., данную услугу не предлагают. Сами счетчики можно купить примерно за 400 руб.» Однако, по словам Анатолия Голова, приведенная им цифра – это нижний предел. «В некоторых домах к жильцам приходят представители от жилконторы и за установку счетчиков просят 15–20 тысяч», – рассказал он. Кстати, счетчик еще надо опломбировать. Это должен сделать управдом, которому тоже придется заплатить.
Анатолий Голов поддерживает идею массовой установки счетчиков. «Потребителю лично счетчик не нужен – ни на газ, ни на тепло, ни на воду. Он необходим тому, кто поставляет эти ресурсы, чтобы выставить счет. Не зная, сколько использовано газа или тепла, выставить счет невозможно. Заставлять потребителя приобретать приборы для учета потребления энергоресурсов равносильно предложению приходить в продуктовый магазин со своими весами. Вся эта история со счетчиками еще раз доказала, что у нас страна, где все перевернуто с ног на голову. Необходимо обязать этим заниматься монополистов, которые нам поставляют ресурсы. Именно они должны брать кредиты в банке и организовывать подобную работу. А чтобы они не приобретали для нас дорогие счетчики, нужно, чтобы все закупки монополисты проводили на основе конкурса по аналогии с госзаказом», – высказал свою точку зрения эксперт.
Кому выгодно?
Основной довод, который приводят законодатели, убеждая потребителей как можно скорее установить счетчики, – двукратная экономия при расчете за потребленную энергию. Мол, не жалейте денег на счетчик, эти траты очень быстро окупятся. Между тем некоторые законопослушные граждане, поспешившие установить счетчики, с удивлением обнаружили, что теперь за коммунальные услуги им приходится платить значительно больше. Причем увеличившиеся тарифы – вовсе не ошибка в расчетах коммунальных служб. Оказывается, так должно быть по закону. «Подобная норма прописана в Постановлении № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», – разъясняет первый заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин. – Тот, у кого есть счетчик, платит за граждан, у которых счетчика нет». По словам чиновника, в постановлении приведены формулы расчета потребления тепла, воды, электроэнергии, газа, потребленных услуг ЖКХ. Например, стоимость услуг за воду рассчитывается по двум формулам. При отсутствии счетчиков размер платы за водоснабжение определяется по формуле № 3, где количество граждан, зарегистрированных в квартире, умножается на норматив потребления воды на одного человека в месяц. Для горячей воды норма составляет 3,15 куб. м. Для холодной – 4,25 куб. м. В помещениях с индивидуальными приборами учета тарифы считаются по формуле № 9, по которой разница между показанием общедомового прибора учета и объемами, предоставленными собственниками по квартирным счетчикам, а также начисленными по нормативам, распределяется только на тех собственников, у кого установлены индивидуальные приборы учета. «Это явная ошибка, – признает Владимир Талалыкин, – но такой порядок оговорен законодательным актом». По его словам, сейчас в Постановление № 307 готовятся поправки, которые исключат эту несправедливость.
«На сегодняшний день счетчик выгодно ставить только в том случае, если в квартире прописано много народу, а проживает мало, – считает президент Городского центра экспертиз Александр Москаленко, – либо прописанные редко бывают дома и практически не пользуются водой. Во всех остальных вариантах выгоднее оплачивать коммунальные услуги по нормативу, поскольку установив счетчик, помимо воды, которую вы истратите, вы будете еще оплачивать часть воды, утекающей «налево» – из текущих труб в подвале, текущих кранов у соседей и т. п.»
Наказали рублем
Не менее интересные истории происходят и с электрическими счетчиками. В советское время их устанавливали за счет государства, поэтому они есть практически в каждой квартире. Однако в соответствии с п. 139 и п. 140 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» старые счетчики (так называемый класс точности 2.5) надо поменять на современные (класс точности 2.0 или 1.0).
Однако далеко не все горят желанием расстаться с морально и физически устаревшими счетчиками класса точности 2.5 , которые хоть и имеют малые значения максимально допустимых токов, не позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и прочее, но тем не менее обладают целым рядом преимуществ перед новыми приборами учета электроэнергии. Например, старый счетчик не фиксирует электричество в «особо малых» дозах – телевизор или компьютер можно оставить в режиме ожидания, и показания счетчика не изменятся. А новые улавливают потребление энергии от приборов, которые просто остаются включенными в розетку. Старый счетчик не потребляет энергию на свою работу. В отличие от нового, который сам по себе расходует энергию. И самое главное – старый счетчик можно «подкручивать» при помощи сильного магнита, что уж никак не получится с новым.
Но менять счетчики надо, и для ускорения процесса тем жителям, которые не хотят этого делать, Петроэлектросбыт начал выставлять счета по нормативам, не принимая во внимание показания старых приборов учета. По словам консультанта Комиссии по работе с потребителями рынка недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валерия Глухова, счета за так называемую неучтенно израсходованную электроэнергию иногда достигают гигантских размеров. Суммы, приходящие от Петроэлектросбыта, могут составлять 20–30 тыс. руб. «Людям присылают штрафы за то, что у них счетчик был якобы не в порядке и осталась неучтенной потребляемая электроэнергия, – говорит Валерий Глухов. – А считают они с момента прежнего визита своего контролера. Он мог быть три года назад и больше – за это время и выставляется счет. Хотя по договорам, которые действовали до последнего времени, квартиру нужно было посещать не реже, чем раз в шесть месяцев. И если они этого не сделали, значит, не выполнили свои обязательства. Отговорки же Петроэлектросбыта, что контролер не застал жильца дома и не смог снять показания, неправомерны. Сотрудники Петроэлектросбыта должны заранее по телефону предупреждать о своем визите и договариваться на удобное для жильца время».
Эксперты Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области также подтвердили, что ни о каких штрафах не может быть и речи, если не составлен акт о нарушении учета электрической энергии. В нем должен быть установлен факт вмешательства или каких-либо других действий покупателя, которые привели к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии. Кроме того, обязательно должны быть представлены доказательства, что жильца уведомили о дате и времени проведения указанной поверки ЗАО «Петроэлектросбыт». «ЗАО «Петроэлектросбыт», недобросовестно используя право проведения контрольных проверок, увеличивает период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния прибора учета, который использует при определении объема безучетного потребления электроэнергии, – отмечают специалисты УФАС. – Подобные действия ущемляют интересы других лиц, что является формой злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением».
Однако не только Петроэлектросбыт занимается злоупотреблениями. Раньше оплата освещения мест общего пользования (МОП) включалась в категорию «техническое обслуживание дома». После выхода Постановления Правительства № 306 поставку электричества для МОП стали относить к разряду коммунальных услуг. В соответствии с данным документом в этом году собственники многоквартирных домов начали оплачивать освещение мест общего пользования, а также энергию, необходимую для работы лифта, домофона и других «коллективных» приборов. «При наличии внутридомового счетчика объем потребленной электрической энергии распределяется пропорционально количеству проживающих в доме по каждой квартире, – объясняет Валерий Глухов. – В том случае если нет общедомового счетчика, оплата за места коллективного пользования осуществляется по нормативу 7 кВт•ч на квартиру в месяц в домах, где нет лифта, и 14 кВт•ч в тех зданиях, где он есть. На деле же суммы, которые сейчас начисляются, совершенно произвольные, берутся с потолка и отличаются от месяца к месяцу. Куда идут эти деньги? По всей видимости, в управляющие компании и ТСЖ».
Возможно, что вышедшее в сентябре Постановление «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» эту ситуацию изменит в лучшую сторону. Что касается счетчиков на тепло, воду и газ, то с их установкой лучше повременить. По крайней мере, до выхода поправок в Постановление № 307.
Татьяна Елекоева
Обсудить на форуме