28 июня 2011 года Президиум Правительства Российской Федерации одобрил «третий антимонопольный пакет» поправок, предложенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС России), для его внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроект предлагает внести изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, основанные на правоприменительной практике.
В частности, планируется сократить перечень безусловных запретов (per se) и распространять их только на горизонтальные соглашения (картели). Также предполагается уточнить применение уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения. В законопроекте уточняется понятие запрещенной координации экономической деятельности.
Антимонопольный орган предлагает уточнить требования к согласованным действиям хозяйствующих субъектов. Ожидается, что согласованными действиями будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Кроме того, будет вводиться минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.
«Третий антимонопольный пакет» законов предполагает применение фиксированных административных штрафов за нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением, которые не привели к ограничению конкуренции. Однако это правило не будет распространяться на действия субъектов естественных монополий, в отношении которых должны применяться «оборотные штрафы».
Изменения коснутся и 6 статьи закона «О защите конкуренции». В частности, цена, сформированная на бирже при соблюдении правил биржевой торговли, не будет считаться монопольно высокой. ФАС России планирует совершенствовать практику использования ретроспективного метода анализа при определении монопольно высокой цены товара. Также будет использоваться индикатор мировых цен на товар.
Законопроект предусматривает право Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным.
Поправки в закон предусматривают предоставление антимонопольному органу направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Также законопроект исключит уведомительный контроль за соглашениями финансовых организаций.
Предложенные ФАС России поправки должны закрепить механизм административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предлагается также уточнить порядок предоставления государственного и муниципального имущества. В том числе исключить обязательное проведение торгов при заключении договоров субаренды имущества лицами, получившими такое имущество на торгах.
Поправками также предлагается предусмотреть особенности смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
«Принятие законопроекта позволит повысить эффективность применения основных институтов антимонопольного регулирования в России», — отметил Руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
«Власти РФ не допустят появления лишних административных барьеров для предпринимателей после принятия третьего антимонопольного пакета. Это реальный инструмент поддержки малого и среднего бизнеса, включая инновационный», — заявил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин.
Обсудить на форуме