Объединение работодателей признают общероссийским отраслевым, если входящие в него организации расположены в более чем половине регионов страны, а также объединяют свыше половины работников отрасли. Госдума приняла в первом чтении поправки к ряду законодательных актов РФ (“о создании и деятельности объединений работодателей”).
Законопроект вносит в законы “Об объединениях работодателей”, “О некоммерческих организациях”, в ТК РФ изменения, направленные на развитие объединений работодателей, увеличение объема их прав. Общероссийским отраслевым признается объединение, в которое входят работодатели данной отрасли экономики (вида деятельности), которые “в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ”. Или же “с которыми в трудовых отношениях состоит не менее половины работников отрасли или вида деятельности”. Законопроект дает общероссийским, региональным, территориальным объединениям работодателей право выполнять функции отраслевых объединений при их отсутствии на том или ином уровне социального партнерства, — это должно ускорить процесс заключения соответствующих соглашений. Проект усиливает контроль со стороны объединений за выполнением соглашений, заключенных ими и присоединившимися к ним работодателями. Объединения работодателей будут обязаны вести реестр своих членов, что позволит более четко определять представительность и соответствие критериям того или иного вида объединений работодателей.
Уточняются отдельные законодательные нормы, в том числе о сфере действия и правах объединений работодателей, критериях их представительности, ответственности объединений и их членов за выполнение заключенных объединением соглашений. Предлагается разрешить объединениям работодателей использовать в своем наименовании слова “Российская Федерация” или “Россия”, а также производных слов. Чтобы расширить сферу деятельности и права объединений работодателей, авторы проекта предлагают установить открытый перечень целей и задач объединений, а также открытый перечень организаций, с которыми объединения взаимодействуют. При этом разработчики ссылаются на положения Конвенции МОТ № 87 “О свободе ассоциации и защите права на организацию”, по которой организации работников и работодателей могут самостоятельно формулировать свои программы и определять сферу своих действий. (Сейчас по закону сфера деятельности объединений работодателей ограничена — они создаются в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.)
Докладчик от комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Тарасенко (“ЕР”) поддержал проект с оговорками, рассказав о претензиях комитета к документу. Так, разработчики весьма вольно трактуют Конвенцию МОТ № 87 и предлагают вовлекать в объединения работодателей через “ассоциированное членство” различные НКО и СРО. По ст. 13 закона “Об объединениях работодателей”, одно из основных их прав — право отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами власти и местного самоуправления. Законопроект эти нормы исключает, так что сфера деятельности объединений работодателей и круг защищаемых интересов их участников оказываются не определены. Или, как вариант, эта “сфера действия” оказывается чуть ли не всеобъемлющей — это уж как трактовать. (Поэтому у профсоюзной стороны РТК имеются существенные замечания к законопроекту, и она документ не поддержала.) При этом, исходя из смысла 87-й Конвенции МОТ, право работодателей на объединение устанавливается именно для обеспечения им возможности коллективных действий в сфере трудовых отношений. В законодательстве понятие “работодатель” и правовой статус объединения работодателей непосредственно связаны с трудовыми отношениями, а сферой интересов таких объединений “являются социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения”. В проекте есть еще спорные моменты. Так, тревогу профсоюзов, которую разделяет и комитет по труду, вызывает предложение установить возможность членства в объединениях работодателей иных НКО (союзов, ассоциаций, партнерств, саморегулируемых организаций). Это предлагается сделать “с учетом сложившейся практики”, чтобы резко увеличить число представляемых объединениями юридических и физических лиц — работодателей. Присвоив им, например, статус ассоциированных членов объединений. По мнению критиков, это противоречит закону “О некоммерческих организациях”.
Вадим БАРАБАНОВ,
парламентский корреспондент
Обсудить на форуме