Минрегион предлагает правительству увеличить взнос в «Олимпстрой» более чем в два раза до 304 млрд руб. Дополнительные расходы уже заложены в бюджете, но объяснить, почему олимпийская смета так резко выросла, ни в министерствах, ни в госкорпорации не смогли.
Имущественный взнос государства в 2008-2014 гг. в госкорпорацию «Олимпстрой» должен вырасти со 143,6 млрд до 304 млрд руб., следует из опубликованных Минрегионом поправок в программу олимпийского строительства. В 2011 г. размер взноса планируется увеличить с 10 млрд до 46,3 млрд руб., в 2012 г. — с 21,1 млрд до 99,2 млрд руб., в 2013 — с 14,6 млрд до 62,2 млрд руб. В 2014 г. он останется прежним — 4 млрд руб.
Почему растут расходы «Олимпстроя», Минрегион в пояснительной записке не объясняет, он лишь указывает, что дополнительные затраты уже предусмотрены федеральным бюджетом 2011-2013 гг. Не смогли объяснить причины роста расходов и в пресс-службах Минрегиона, Минфина и «Олимпстроя». Документ опубликован для антикоррупционной экспертизы — до 15 августа любой желающий может направить отзыв на проект.
Ранее источники «Ведомостей», близкие к олимпийскому проекту, говорили, что бюджет подготовки к Олимпиаде — свыше 1 трлн руб., более половины этой суммы даст федеральный бюджет. Расходы на Олимпиаду не растут, утверждает сотрудник Минрегиона. Просто Минфин изменил коды бюджетной классификации, объясняет он: теперь в статью «Имущественный взнос» включаются средства, выделенные Минрегиону на мероприятия, предусмотренные подготовкой к Олимпиаде, но не включенные в федеральные целевые или государственные программы. Фактически взнос не будет увеличен, говорит и близкий к госкорпорации человек: «Это действительно связано с перераспределением внутри бюджета расходов на Олимпиаду».
«Олимпстрою» столько денег не нужно, шутит сотрудник госкорпорации. Последний раз размер имущественного взноса уточнялся в июне 2010 г. и с того времени радикально масштабы объектов, которые нужно построить, не менялись.
Минрегион документ в правительство пока не вносил, говорит сотрудник аппарата правительства, скорее всего действительно перераспределяются расходы, Минфин не допустил бы двукратного роста.
Обычно разным расходам, пусть и по одному направлению, присваиваются различные коды бюджетной классификации, рассказывает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, однако госкорпорации живут по своим правилам. «Не исключено, что таким образом средства хотят вывести из-под конкурсных процедур, ведь госкорпорации под жесткие нормы закона о госзакупках не попадают», — отмечает он.
О непрозрачности расходов на подготовку к Олимпиаде прошлой осенью писала и Счетная палата (СП) в отзыве на проект федерального бюджета на 2011-2013 гг. Из аналитической разбивки расходов по госпрограммам, подготовленной Минфином, следует, что по госпрограмме «Организация Олимпиады и развитие Сочи как курорта» шестью ведомствами будет потрачено 339,9 млрд руб., отмечали аудиторы. Но анализ ведомственной структуры бюджета показывает, что олимпийские деньги получают не шесть, а 14 ведомств, писала СП, а расходы в 2011-2014 гг. составляют 466,3 млрд руб. Счетная палата предлагала определять расходы на Олимпиаду в отдельном приложении к бюджету.
Бюджет Олимпиады действительно непрозрачен, согласен Климанов. Косвенно это подтвердило само правительство, сначала решившее принять госпрограмму подготовки к Олимпиаде, а потом отказавшееся от идеи, говорит он. Правительство объяснило это тем, что к моменту принятия госпрограммы большая часть подготовки будет закончена, но есть и другая причина — конечную стоимость олимпийской стройки трудно определить, считает Климанов. Правительство само породило эту непрозрачность, создав «Олимпстрой», но подготовиться к Олимпиаде в 2014 г., скрупулезно следуя бюджетному законодательству, было бы трудно — процедуры многочисленны и сложны, признает Климанов.
Обсудить на форуме