В следующем году регионы могут недосчитаться 150 млрд руб. инвестиций, финансируемых из государственного инвестфонда. Чтобы получить эти деньги, на местах должны быть созданы региональные инвестфонды, однако оказалось, что подобные структуры противоречат Бюджетному кодексу. С проблемой уже столкнулись несколько регионов, и теперь чиновники в спешном порядке решают, кто из них будет инициировать поправки в законодательство.
Отбор и финансирование региональных инвестпроектов за счет инвестиционного фонда РФ ведется с 2008 года. В рамках такого партнерства частный инвестор создает бизнес, генерирующий поток налоговых поступлений в бюджет, а региональные власти обеспечивают необходимую предпринимателю инфраструктуру. Кризис скорректировал политику поддержки федеральных властей: недостаток средств испытывали все регионы, что сделало запрос на финансирование массовым.
Чтобы упорядочить инвестиционную политику губернаторов, Минрегионразвития в октябре 2010 года подготовило и утвердило в правительстве постановление, регламентирующее порядок распределения и предоставления субсидий на важные региональные проекты из инвестфонда. Однако документ еще до вступления в силу оказался в оппозиции к бюджетному законодательству.
Согласно постановлению правительства, субсидии должны предоставляться при наличии в субъекте регионального инвестиционного фонда. В нем должна быть аккумулирована часть бюджетных средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. По задумке Минрегиона подобные региональные инвестфонды должны заработать с 1 января 2012 года.
Между тем Бюджетный кодекс вообще не предусматривает наличия в субъектах собственных инвестфондов и регулирует правоотношения, возникающие только у федерального инвестфонда. С этим законодательным противоречием уже столкнулись некоторые регионы (в частности, Свердловская область), начавшие подготовку региональных законопроектов.
О проблеме знают в правительстве. Источник в Минфине, знакомый с ситуацией, подтвердил РБК daily, что бюджетная дисциплина и самостоятельность региона по формированию бюджета ограничивается закрытым перечнем полномочий. В них не входит право на создание фондов или программ, прямо не предусмотренных Бюджетным кодексом.
«Если до конца текущего года не будут внесены изменения в Бюджетный кодекс, то 2012 год ознаменуется остановкой рассмотрения региональных инвестиционных проектов за счет средств инвестфонда РФ, так как недоработка министерств приведет к невозможности исполнять ранее утвержденные правила», — поясняет член экспертного совета Центра развития ГЧП Элла Гимельберг.
В среднем годовой объем частных инвестиций в региональные проекты достигает 150 млрд руб. «Как показывает мой опыт работы с регионами, отказ в предоставлении бюджетных ассигнований инвестфондом РФ ставит точку в реализации проекта. Регионы не в состоянии брать всю нагрузку на свой бюджет. Следовательно, если деньги федерального инвестфонда не будут выделены, экономика страны недополучит инвестиции в среднем на 150 млрд руб.», — говорит г-жа Гимельберг.
«Правовая коллизия действительно имеет место. Некоторую аналогию составляют особые экономические зоны — они могут быть только федеральными. Создание некоторыми регионами подобных зон было опротестовано, процесс был свернут», — соглашается директор Центра стратегического планирования и развития государственных институтов АКГ «Развитие бизнес-систем» Владислав Кондратьев.
По мнению экспертов, проблема образовалась из-за недоработки на федеральном уровне. Чтобы выпутаться из нее, необходимы поправки к Бюджетному кодексу. Однако ведомства неохотно берут на себя эти обязательства. По словам источника в Минфине, законодательная инициатива в этом плане должна исходить от Минрегиона или Минэкономразвития.
«Проще говоря, Минфину в этом плане безразлично, что делает Минрегион. В отделе бюджетного законодательства Минфина мне сказали: пусть этим занимается прокуратура или Счетная палата. То есть чиновники предлагают подождать, когда проблема станет не гипотетической, а реальной», — рассказал РБК daily источник, столкнувшийся с проблемой.
«Ничего экстраординарного во внесении поправок в Бюджетный кодекс нет. Но ускорение процесса может быть затруднено тем, что заинтересованными в этом процессе выступают прежде всего регионы, а их лоббистские возможности в Госдуме далеко не безграничны», — разводит руками г-н Кондратьев.
Председатель комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров считает, что правовой коллизии не будет, как только этот вопрос будет решен на уровне законодательства. «Система инвестфондов формируется, и она будет оформлена законодательно. Региональные инвестфонды уже есть, только они работают через федеральный инвестфонд, — говорит он. — Дальнейшее совершенствование системы с использованием регионального финансирования должно быть запущено, и запущено оно должно быть через законодательство». По его словам, до конца 2011 года этот вопрос будет решен.
Обсудить на форуме