Путин нашел управу на одну из двух главных бед России | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Путин нашел управу на одну из двух главных бед России

В каждой стадии строительства российских дорог лежит элемент коррупции или спекуляции, выяснил вчера Владимир Путин во время совещания в Твери. Строить современные дороги фактически запрещено законодательно, стоимость каждого километра берется с потолка, у подрядчиков — психология временщиков, а землеотводы — оказия для «информированных людей» нажиться на государстве.

Плохие дороги в России давно стали притчей во языцех, напомнил Владимир Путин. Государство тратит на их строительство и содержание немалые деньги — 2,7 трлн руб. (с 2002 по 2010 год), а ситуация кардинально не меняется, констатировал премьер. В ближайшие годы будет выделено еще больше средств: бюджет Федерального дорожного фонда запланирован в 4,5 трлн руб. (2,7 трлн — на строительство, 1,8 трлн — на содержание дорог), региональных фондов — 3,9 трлн руб.

Учитывая масштабы страны, нужны не отдельные проекты, а качественный прорыв. «В нынешнем году мы увеличиваем финансирование на 40% к 2010 году, до 700 млн руб., — подсчитал глава правительства. — Ресурсы позволяют в течение пяти-десяти лет кардинально изменить ситуацию. Только в рамках федеральных проектов до 2020 года должны построить 18 тыс. км дорог».

Вопрос не только в количестве, но и в качестве. «Мы должны сделать все, чтобы цены за 1 км дороги не брались с потолка, а качество приближалось к лучшим мировым стандартам, — заявил Путин. — Выбирая подрядчиков, мы должны ориентироваться не только на цены, но и на их репутацию на рынке, на технологии». В России появится стандарт — 10 млн руб. за 1 км дороги, информировал Путина глава Минтранса Игорь Левитин.

Россия — уникальная страна, только у нас существуют схемы, когда подрядчик выигрывает аукцион демпингом, а потом передает заказ субподрядчику, не стал отрицать г-н Левитин. По этой практике министр предложил ударить паспортами подрядчика, где будет зафиксирована его история. А за качеством стройки сам Путин поручил Минтрансу следить отовсюду, даже из космоса — с использованием возможностей системы ГЛОНАСС.

Строить качественно в России законодательно запрещено. Владимиру Путину показали в Твери новый битум, которым можно покрывать даже «танцующие мосты», но внедрить его нельзя. «Поскольку материал не значится в ГОСТах, начнутся хождения по инстанциям, а это круги ада, — констатировал премьер. — Замучаешься согласовывать». Разработку стандартов решено отдать Федеральному дорожному агентству. Ранее эта функция была закреплена за Минтрансом, потом отошла регионам, но те не справились.

Землеотводы, по оценке Путина, почва для спекуляций и злоупотреблений. «Только запроектировали дорогу, уже участки скупают, чтобы потом государству продать. Кто скупает? — задался вопросом премьер. — Понятно, не простые люди, а те, кому известно о грядущей стройке». Путин наверняка имел в виду Софийский проспект в Петербурге — городу пришлось заплатить несколько миллиардов рублей за землю, что сопоставимо со стоимостью непосредственно стройки. Минтранс предложил резервировать землю под строительство дорог.

Но главное, необходимо разделить стоимость подготовки строительства (выкуп земель, перенос коммуникаций — от 20 до 60% в стоимости дороги) и непосредственно саму стройку. «Мы единственная страна в мире, где эти статьи не разделены», — отметил вице-премьер Сергей Иванов. Раздели расходы, и золотые по стоимости российские дороги могут приблизиться к европейским — подрядчиков контролировать будет проще, считает г-н Иванов.

У Путина нашелся свой стимул для подрядчиков: строить дорогу и полностью отвечать за ее эксплуатацию будет одна организация. «Это должно искоренить психологию временщиков, — объяснил премьер. — Подрядчики будут вынуждены строить добротно, чтобы потом не тратить деньги на ремонт». А по монополиям на месторождения песка и гравия вблизи строек ударят упрощением порядка доступа к ним. «В отдельных случаях цены в шесть раз взлетают!» — удивился Путин. Масштабы спекуляции оценить сложно, но они впечатляют. За последние десять лет на российские дороги ушло 34 млн т битума, 245 млн кубометров щебня.


Обсудить на форуме