Резолюция общественных слушаний | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Резолюция общественных слушаний

Резолюция общественных слушаний «Саморегулирование в строительстве: проблемы и перспективы развития отрасли»

В ходе слушаний на тему: «Саморегулирование в строительстве: проблемы и перспективы развития отрасли», проведенных по инициативе Общественной палаты Российской Федерации, обсуждалась ситуация, сложившаяся в саморегулировании в строительной отрасли.

Участники общественных слушаний отметили, что саморегулирование в строительстве является единственно возможным способом организации профессионального сообщества, обеспечения соответствующего качества работ, разработки и установления единых стандартов и правил указанной деятельности.

Вместе с тем участниками слушаний выявлены проблемы, препятствующие развитию эффективного саморегулирования в строительстве.

Так, в частности:

- сохраняется тенденция к коммерциализации саморегулирования путем создания и функционирования «коммерческих» и «ведомственных» саморегулируемых организаций (СРО);

- наблюдается монополизация функции представительства интересов профессионального сообщества едиными национальными объединениями в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, что не позволяет участникам рынка на условиях паритета представлять свою точку зрения. Государство предпочитает вести диалог с национальными объединениями, позиция которых зачастую отличается от саморегулируемых организаций, входящих в национальные объединения. Принятие решений законодательными и исполнительными органами публичной власти происходит практически без учета альтернативных точек зрения СРО, при этом количество организаций, категорически не принимающих позицию и действия национальных объединений, составляет по разным оценкам от 30 до 40% участников рынка;

- в деятельности национальных объединений отмечается ряд тенденций, приводящих к росту социальной напряженности в строительной отрасли. Несоразмерность прав и обязанностей членов национальных объединений является причиной постоянных конфликтов, примером которых является ситуация в Национальном объединении изыскателей, где по решению Национального объединения одна СРО «Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве» обязана формировать около 35% бюджета Национального объединения, имея только около 3% голосов.

Вместе с тем с учетом правовой природы конституционного права на объединение процесс в рамках национальных объединений должен носить добровольный характер.

В тоже время положения статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают все саморегулируемые организации в области строительства вступать в национальные объединения соответствующего вида.

В случае сохранения обязательного членства в национальных объединениях необходимо допустить, существование в отрасли нескольких объединений, имеющих статус национальных, при условии, что в эти объединения должно входить не менее 30% СРО определенного вида (изыскательских, проектных, строительных) или СРО, объединяющие не менее 30% организаций определенного вида.

Необходимо установить, что при принятии решений на Всероссийском съезде саморегулируемых организаций СРО должны иметь количество голосов, пропорциональное количеству членов СРО. Действующая система «одна СРО — один голос» не способствует принятию объективных решений. Это положение вызывает справедливую обеспокоенность профессионального сообщества.

В целях устранения препятствий в развитии саморегулирования в строительстве Общественная палата Российской Федерации считает необходимым рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в порядке законодательной инициативы:

1. Рассмотреть вопрос о внесении поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации в отношении:

а) отмены обязательного членства СРО в национальных объединениях;

б) четкой регламентации полномочий национальных объединений, недопущения передачи им контрольных функций за деятельностью СРО;

в) реализации принципа плюрализма как условия равных возможностей в строительной отрасли при возможности формирования альтернативных национальных объединений с добровольным членством.

2. В связи с малочисленностью (как правило) действующих «коммерческих» и «ведомственных» саморегулируемых организаций повысить требования к минимальному количеству членов саморегулируемых организаций (применительно к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации, — не менее 250 членов, применительно к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, осуществляющих строительство, — не менее 500 членов). Вводимая норма приведет к естественному прекращению их деятельности.

3. Ввести запрет на участие в коллегиальных органах управления и на работу по совместительству в исполнительных органах нескольких саморегулируемых организаций, поскольку в большинстве случаев «коммерческие» и «ведомственные» саморегулируемые организации создаются одновременно трех видов одной группой лиц.

4. Установить минимальное число членов — не менее семи — постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. Это исключит возможность небольшой группе лиц контролировать деятельность СРО.

5. Установить норму, согласно которой все члены постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, члены Совета

Национального объединения саморегулируемых организаций, а также действующие по доверенности представители членов саморегулируемой организации на общем собрании членов саморегулируемой организации, представители саморегулируемых организаций на Всероссийском съезде саморегулируемых организаций должны отвечать минимальным необходимым требованиям, предъявляемым к специалистам организаций-членов СРО. Таким образом, органы управления саморегулируемых организаций и национальных объединений будут сформированы из профессионалов соответствующей сферы деятельности, наиболее заинтересованных в принятии эффективных решений, направленных на развитие отрасли в целом.

6. Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации поправку, предусматривающую введение наряду с термином «архитектурно-строительное проектирование» понятие «технологическое проектирование» как самостоятельный вид проектной деятельности. Это позволит избежать ряда системных проблем, возникающих при проектировании промышленных объектов.

Предложенные меры позволят устранить существующие пробелы в законодательстве о саморегулировании рыночной экономики, создать оптимальные условия для более эффективной работы механизмов саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства и будут способствовать повышению безопасности объектов капитального строительства.


Обсудить на форуме