Похоже, что в Минстрое что-то недоглядели: 1 марта 2023 года закончилось действие постановления правительства №1431, которое прописывало правила и требования к формированию информационной модели для проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства. Теперь строители и вендоры должны искать такие требования по десятку противоречащих друг другу СП и ГОСТов, которые, к слову, разрабатывались под влиянием и в интересах крупных зарубежных компаний, пребывающих в то время на российском рынке.
На «цифровых» мероприятиях Российской строительной недели несколько раз прозвучала информация о том, что с 1 марта 2023 года заканчивается действие постановления правительства №1431. Однако никто по этому поводу, кроме исполнительного директора АО «СиСофт Разработка» Михаила Бочарова, никакой тревоги не высказал. Михаил Бочаров в своем выступлении назвал этот факт большим шагом назад, но глубоко эту тему развивать не стал. Агентство новостей «Строительный бизнес» решило разобраться в ситуации, и после бесед с рядом экспертов выяснило, что российский ТИМ, так старательно выстраиваемый последние два года, в одночасье остался не только без документов прямого действия, но и без защиты.
Напомним, что постановление правительства России №1431 было принято в развитие ст.57 Градостроительного кодекса России, в которой прописано, что требования к порядку формирования и ведения и составу информационной модели устанавливаются правительством Российской Федерации. Таким образом, ПП-1431 утвердило два нормативно-технических акта прямого действия – требования к порядку формирования и ведения информационной модели и требования к составу информационной модели, которые действовали, как и само постановление, до 1 марта 2023 года. Теперь и эти документы отошли в прошлое, а взамен им ничего не пришло.
В принципе, порядок формирования и ведения информационной модели можно «по крупицам» подсобрать в ГОСТах и сводах правил, но в отличие от постановления правительства эти документы не являются обязательными. Кроме того, они разработаны несколько лет назад, противоречат друг другу и, что самое «страшное», — именно они называются рядом чиновников теми самыми нормативными документами, которые разработаны под влиянием крупных зарубежных вендоров для продвижения и доминирования зарубежного софта на российском рынке. В числе главных «агентов влияния» неоднократно назывался «Аутодеск», который в настоящий момент ушел с российского рынка. Так что завершение действия ПП-1431 без появления нового документа – это не просто шаг назад в нормативном обеспечении российского ТИМа, а возвращение к тем самым «зарубежноориентированным» СП и ГОСТам.
Кроме того, с завершением действия ПП-1431 становится сомнительным и статус XML-схем, которые разрабатывает и утверждает Минстрой России, потому что в ст.57 Градостроительного кодекса, в ч.2 написано, что правила формирования и состав информационной модели утверждает правительство Российской Федерации. А в п.8 ПП-1431 были указаны открытые форматы, в которых эта информационная модель может быть создана до утверждения XML-схем Минстроя России.
Но Минстрой России – это не правительство, это ведомство, его документы имеют более низкий статус, чем документы правительства Российской Федерации. То есть, XML-схемы, которые сейчас утверждает своими приказами Минстрой России, не имеют того правового статуса, который был бы обязательным для всех участников процессов информационного моделирования.
То есть сейчас, как заявил один из экспертов АНСБ, апологеты западных технологий могут радоваться и торжествовать – российский ТИМ возвращается к их требованиям. Победила западная форма формирования информационной модели.
Во всей этой ситуации крайне негативным является тот факт, что не существует никакого проекта постановления правительства России взамен утратившего силу ПП-1431. По неофициальной информации из Минстроя России, там еще даже не подготовили первоначальный вариант такого документа. А в среднем на разработку и принятие постановления правительства уходит от 3 до 6 месяцев. И все это время у российского ТИМа будет существовать «черная дыра» в виде отсутствия ключевых нормативно-технических документов и откровенный правовой хаос.
Если же говорить о системе СП и ГОСТов, которые должны были бы давно появиться под кодовым названием «ЕСИМ», то они уже запаздывают на два года. Пикантный момент: корпус ГОСТов системы ЕСИМ разрабатывает тот же самый коллектив (ЧУ ГК «Росатом» «ОЦКС»), который в свое время разработал весьма спорный СП 333 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели». Осталось дождаться, что же будет заложено в ГОСТах ЕСИМ.
И еще один вопрос: а как теперь работать российским вендорам? Что они теперь должны делать, если правила игры опять поменялись? Как можно в этих условиях развивать технологический суверенитет страны, если для этого развития теперь не нарисовано никакой перспективы, а нормативные документы не выходят вовремя? Пока было постановление правительства №1431, такая перспектива была, теперь ее не существует.
В Национальном объединении строителей ситуацию прокомментировали следующим образом:
«НОСТРОЙ ранее подчеркивал важность либо разработки нового акта правительства РФ в сфере действия постановления, либо подготовки акта о внесении изменений в постановление №1431, касающихся срока его действия, но к настоящему моменту необходимые акты правительством не утверждены.
Необходимо отметить, что вопросы цифровизации процессов в строительной отрасли, включая вопрос о подготовке информационной модели объекта капитального строительства, затрагивают максимально широкий круг лиц, в связи с чем выработка компромиссных решений является приоритетной задачей, но при этом требует времени для подготовки и выработки таких решений.
В настоящее время запущены процессы по подготовке проекта нового постановления правительства. НОСТРОЙ готов активно участвовать в подготовке нового акта. Рассчитываем, что все заинтересованные лица также смогут принять участие в проектировании документа, что позволит объединить в себе различные позиции, будет максимально отвечать запросам отрасли, а утвержденный документ сможет стать ключевым и максимально «живым» документом цифровой трансформации в строительной отрасли», — председатель Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Ирина Кузьма.
Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»
Обсудить на форуме