С. Петров: «Одна из основных задач – борьба с недобросовестными СРО» | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

С. Петров: «Одна из основных задач – борьба с недобросовестными СРО»

О новых законодательных инициативах в области жилищного строительства и СРО рассказывает депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям, член Президиума Генерального совета партии «Единая Россия», член Совета Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве Сергей Петров.

– Сергей Валериевич, какие изменения в законодательстве ожидают строителей области в ближайшее время?

– Один из вопросов, больше всего поднимающихся в последнее время, – подготовка генеральных планов поселений. Прошло совещание, на котором было принято предварительное, но взвешенное и серьезное решение о том, что четвертого переноса сроков принятия генпланов не будет. Решение принято на самом высоком уровне. На работу отведен еще целый год – до 2012 года.

Отдельно остановлюсь на 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывает много нареканий. Президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию уделил особое внимание данной проблематике. Были проведены парламентские слушания, поступило много предложений. ФАС и Минэкономразвития ратуют за полный переход на электронные аукционы. Сразу хочу сказать, что по статистике конкурсы позволяют снизить первоначальную цену всего на 5,4 процента, аукционы – на 3,9 процента.

Говорить об эффективности аукционов в части снижения цен на госзаказ не приходится.

Предлагается поправка к ФЗ-94, направленная на ограничение демпинга. Поправкой предусматривается установление некоторого предела снижения цены в ходе аукционов по ФЗ-94 – в 15 процентов. Если в ходе торгов цена опускается ниже этого предела, участник должен обосновать это снижение, объяснить, за счет чего возникает такая экономия. Другая проблема – некоторые компании за счет своей продвинутости в области компьютерных технологий «гасят» доступ конкурентов к интернет-аукциону.

В целом проведение аукционов уместно в тех случаях, когда предметом торга является стандартный вид товаров, услуг или работ. В случае, когда речь идет о сложном подряде, такой подход неадекватен. Принято решение создать рабочую группу, которую возглавляет депутат Мартин Шаккум, она должна будет подготовить согласованные предложения по внесению поправок в 94-ФЗ.

– Планируется ли отменить 214-ФЗ?

– Сразу хочу сказать, что эта новость не имеет под собой никакого основания. Данная тема было поднята на комиссии по борьбе с обманутыми дольщиками как одно из предложений, но оно было сразу забраковано. Мы пытались предотвратить распространение не соответствующей действительности информации, но в силу определенной публичности она все-таки достигла информационного поля. Еще раз хочу сказать, что вопрос об отмене 214-ФЗ даже не рассматривается. Никакие законопроекты и инициативы по нему не принимаются. Казалось бы, можно просто решить проблему обманутых дольщиков – не строить вообще. Наша позиция иная: нужно бороться с проблемой, но не такими методами.

– Расскажите о законодательной инициативе, касающейся новых механизмов предоставления земельных участков под строительство жилья.

– Данная законодательная инициатива законопроектом внесена в Госдуму, но еще не прошла процедуру чтения. Это поправки в Градостроительный кодекс и в отдельные законодательные акты РФ, которые касаются появления двух новых механизмов предоставления земельных участков под строительство жилья. В результате договора между застройщиком и органом муниципального самоуправления рассматриваются два договора: о развитии застроенной территории либо о комплексном освоении земли. В этом случае победителем аукциона признается не та компания, которая предложила наибольшую цену квадратного метра земли, а та, которая будет реализовывать квартиры за наименьшую стоимость «квадрата». Сразу хочу сказать, что здесь возникло много вопросов из-за недопонимания. Здесь мы решаем концептуальные задачи о предоставлении земель компаниям, которые обеспечат жильем отдельные категории граждан, например, ветеранов, военнослужащих. Этот закон специально ориентирован на них. Земельные участки для строительства жилья экономкласса будут предоставляться лицу, с которым заключен последующий договор без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов.

Также хочется отметить то, что в целях снижения конечной стоимости квадратного метра есть ряд вопросов, связанных с социальной, инженерной, транспортной инфраструктурами. Обеспечение этих участков может осуществляться как застройщиком, так и органом местного самоуправления. Этим законопроектом предусматривается запрет на безвозмездную передачу муниципалитету объектов инфраструктуры, построенных застройщиком, что снижает затраты застройщиков и, как следствие, влияет на окончательную стоимость жилья. При этом стартовая стоимость квадратного метра определяется ценой, установленной Минрегионразвития для данной территории.

Отдельно хочется остановиться на проекте, который прошел первое чтение, – это закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Я говорю об изъятии неиспользуемых угодий. По данной теме было озвучено две позиции: Минэкономразвития и Минсельхоза, а также тех, кто склонялся на сторону строителей. Первые предлагали изменить сроки, в течение которых земли будут признаны неиспользуемыми или используемыми ненадлежащим образом с трех лет до двух, определить критерии изъятия, а также назначить федеральный уполномоченный орган, который будет иметь право устанавливать критерии эффективного или неэффективного использования земли. Второй была позиция строительного сообщества, которое предлагало увеличить сроки от трех до пяти лет, уполномоченным органом сделать Правительство РФ, а не отдельный федеральный орган, будь то Минэкономразвития, Минсельхоз или Минэкологии.

Скорее всего, позиция будет такова, что данные земли, которые рассматриваются в рамках действия этого закона, будут изъяты, но только по 101-ФЗ. То есть речь идет о сельскохозяйственных землях, которые ушли под строительство.

– Насколько эффективно, на ваш взгляд, развивается институт саморегулирования?

– Саморегулирование – новый механизм, который дает право самим участникам строительного сообщества отрабатывать правила, механизмы, по которым строительная отрасль должна работать. К сожалению, не все однозначно благополучно сложилось в связи с переходом на СРО. На сегодняшний день основные задачи решены, но есть большое количество деталей. Прежде всего – это борьба с «серыми» саморегулируемыми организациями, торговлей допусками, борьба с теми, кто создает строителям проблемы, а потом за отдельную плату их решает. Это приводит к тому, что уже сейчас звучит вопрос о том, состоялось ли саморегулирование как эффективный механизм, выполняет ли оно свои функции, не отменить ли его вообще. Считаю, что одна из основных задач сегодня – борьба с недобросовестными СРО.

Ленинградская область является лидером строительной отрасли в СЗФО и в России в целом. Это серьезная работа, добросовестный труд изыскателей, проектировщиков и тех, кто непосредственно работает на строительных площадках. Желаю строителям Ленинградской области успехов, хороших контрактов, денег за выполненные работы и всего наилучшего в Новом году!


Обсудить на форуме