«Прежде всего, хотел бы остановиться на вопросах, связанных с развитием жилищного строительства. Финансово-экономический кризис в свое время нанес сильный удар по строительной отрасли: спрос на жилье резко сократился, многие проекты были заморожены. В этих условиях весьма эффективными и своевременными оказались меры государственной поддержки. Были реализованы три масштабные государственные программы.
Первая – это расселение граждан из ветхого и аварийного жилья. За время работы Фонда содействия реформированию ЖКХ переселено около 200 тысяч человек. В рамках поддержки стройкомплекса средства Фонда по программе стимулирования рынка жилья были также направлены на завершение строительства домов высокой степени готовности и приобретение квартир для отдельных категорий граждан.
Позитивные результаты достигнуты в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Все ветераны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, получили жилье к 9 мая 2010 года, а это около 28,5 тысяч человек. В настоящее время высокими темпами идет работа по предоставлению жилья ветеранам, вставшим на учет после 1 марта 2005 года, в соответствии с решением президента РФ Дмитрия Медведева. До конца этого года их число превысит 120 тысяч человек. Таким образом, общее количество ветеранов Великой Отечественной войны, обеспеченных жильем, составит к концу этого года около 150 тысяч человек.
Также идет масштабная программа предоставления жилья военнослужащим и уволенным в запас. Осуществляется выделение жилищных сертификатов молодым семьям. Все эти программы существенно поддержали строительный комплекс.
Наш комитет работает над законами, связанными обеспечением жильем тех категорий граждан, перед которым государство имеет обязательства. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации» — в части расширения возможностей обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями.
Кризис поставил перед строителями новые задачи. Сегодня уже можно сказать, что строительные компании стали строить значительно дешевле, применяют новые технологии, они, как говорится, сбросили лишний «жирок» и стали работать более динамично.
Председатель правительства РФ Владимир Путин заявил о том, что национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» будет продолжен, и нужно искать новые пути для повышения его эффективности. В этих условиях нам необходимо принятие законов, направленных на снижение бюрократических барьеров в строительстве, облегчение доступа потенциальных застройщиков к земельным участкам, оснащенным инженерной инфраструктурой, развитие системы саморегулирования в строительстве, обеспечение прав соинвесторов при строительстве жилья.
Особое значение сегодня приобретает совершенствование института саморегулирования в строительстве. СРО в настоящее время созданы, и они работают достаточно эффективно. Некоторые, правда, тоскуют по временам государственного регулирования, но я полагаю, что именно саморегулирование в наибольшей степени отвечает принципам рыночной экономики и демократического устройства общества.
Государственная Дума приняла в весеннюю сессию Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий повышенные требования к лицам, которые организуют и координируют весь процесс подготовки проектной документации и строительства. От того, насколько обеспечено согласование разных разделов проектной документации, насколько скоординированы и правильно организованы работы в процессе строительства или реконструкции зависит в конечном итоге безопасность объекта капитального строительства в целом.
Уточнен размер минимального взноса в компенсационный фонд. В частности, размер такого взноса снижен для субъектов малого предпринимательства.
Значительную роль в развитии строительного рынка играет созданный по инициативе президента Федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства.
Комитет принял участие в работе над четырьмя законопроектами, предусматривающими внесение изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» в части уточнения функций Фонда. Эти законопроекты были приняты Государственной Думой в трех чтениях.
В мае этого года Фонд был наделен полномочиями по безвозмездной передаче в собственность юридических лиц, определенных распоряжениями правительства Российской Федерации, земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества в случаях, установленных решениями и поручениями президента Российской Федерации. Данные поправки позволили сформировать территорию, необходимую для создания инновационного центра «Сколково».
Вместе с тем, для эффективной реализации приоритетных проектов и программ, имеющих федеральное государственное значение в соответствии с поручениями или решениями президента, требуется вовлечение в оборот не только земельных участков и объектов недвижимости, но и иного имущества.
В связи с этим, в соответствии с принятым законом, предусматривается право Фонда передавать в собственность юридических лиц не только недвижимое имущество Фонда, но и другое имущество.
Также было уточнено, что Фонд направляет в правительственную комиссию по развитию жилищного строительства предложения о передаче полномочий субъектам РФ не только для жилищного строительства, но также и для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры.
В декабре приняты поправки, предусматривающие право в установленных решениями или поручениями президента Российской Федерации случаях безвозмездно передавать земельные участки Фонда в собственность не только определенным правительством юридическим лицам, но и публично-правовым образованиям.
Это позволит более эффективно реализовывать приоритетные проекты и программы, имеющие важное социально-экономическое значение для государства. Так, например, по предлагаемым процедурам земельные участки Фонда могут быть переданы в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития и для других целей, установленных решениями или поручениями президента.
Одним из механизмов, позволяющим решать жилищные проблемы граждан, является Фонд содействия развитию ЖКХ, о деятельности которого я уже говорил. В решении тех задач, которые были поставлены перед Фондом, он показал свою чрезвычайно высокую эффективность. Это один из тех институтов развития, чья деятельность была активно поддержана нашими гражданами. Они ощутили эту деятельность в виде отремонтированных домов, полученных новых квартир при переселении из ветхого и аварийного жилья.
Одно из направлений деятельности Фонда – решение острейшей проблемы моногородов. В России существует 300 населенных пунктов, в которых функционируют градообразующие предприятия. В моногородах живет около 40% населения страны.
Принят закон, который предусматривает право наблюдательного совета Фонда ЖКХ увеличивать регионам лимиты финансовой поддержки не только на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в моногородах, но также и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в моногородах.
Другой закон, связанный с деятельностью Фонда ЖКХ, направлен на стимулирование малоэтажного жилищного строительства путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Установлена возможность направлять средства Фонда не только на строительство малоэтажного жилья, но и на приобретение такого жилья у застройщиков. Также предоставлено право муниципалитетам направлять экономию от размещения заказов на строительство или приобретение малоэтажного жилья на формирование земельных участков, предназначенных для строительства малоэтажных домов в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, проведение государственного кадастрового учета таких участков и на обеспечение их инженерной инфраструктурой.
В целях ограничения роста тарифов ЖКХ для населения принят Федеральный закон, допускающий перенос субъектами Российской Федерации и муниципалитетами срока, к которому должно быть ликвидировано перекрестное субсидирование при установлении тарифов на коммунальные услуги как условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, с января 2011 на 1 января 2012 года.
В декабре планируется принять закон, предусматривающий ряд мер, направленных на повышение эффективности деятельности Фонда. Указанным законопроектом продлен срок деятельности Фонда — до 1 января 2013 года, перенесено ограничение сроков признания многоквартирных домов аварийными с 1 января 2007 года на 1 января 2010 года, уточнены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, при этом срок ликвидации перекрестного субсидирования отнесен на 1 января 2013 года.
В бюджетном Послании президента подчеркивается, что одним из безусловных приоритетов бюджетной политики должно стать развитие транспортной инфраструктуры.
Президент задал главный ориентир в бюджетной политике, указав, что «ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики». Это дает серьезную надежду на качественное увеличение финансирования развития транспортной, коммунальной, инженерной, социальной инфраструктуры.
Без опережающего развития транспортной инфраструктуры, прежде всего – строительства автомобильных дорог – нельзя всерьез говорить о модернизации российской экономики и переходе к инновационной модели развития. Выступая на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010», Путин отметил: «Уверен, что хорошие дороги станут важной инвестицией государства в повышение конкурентоспособности страны в целом на долгосрочную перспективу, а в ближайшие годы создадут дополнительный спрос в экономике, причем для современных дорог требуется, конечно, практически все – от песка и щебня до сложнейших компьютерных систем. Мы это прекрасно понимаем, рассчитываем на этот синергетический эффект».
Необходимо искать пути максимального повышения эффективности инвестиций в дорожную отрасль.
Государственная Дума в весеннюю сессию приняла Федеральный закон, направленный на повышение эффективности недавно созданной государственной компании «Российские автомобильные дороги».
В Думу внесен законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части формирования и функционирования дорожных фондов. Мы будем оперативно работать с законопроектом и постараемся принять его в оптимальные сроки.
Хотел бы также отметить, такое важную отрасль для нашей страны, как сельское хозяйство. Эффективность ее во многом зависит от качества земельного законодательства. В декабре планируется принятие во втором и третьем чтениях проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Этот законопроект направлен на реализацию поручения президента в части уточнения механизма изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения у их собственников в связи с неиспользованием или использованием не по назначению. Кроме того, законопроектом упрощается порядок государственной регистрации прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, вводится возможность регистрации прав на земельные доли и отказа от права собственности на земельные доли без выделения земельных участков в счет таких долей, решается вопрос с невостребованными земельными долями, уточняется порядок проведения общего собрания участников долевой собственности, урегулирован вопрос определения цены выкупа сельскохозяйственными организациями и фермерскими хозяйствами сельскохозяйственных земель, не являющихся сельскохозяйственными угодьями. Кроме того, для указанных лиц снижен максимальный размер цены выкупа земель с 20% до 15% кадастровой стоимости земельных участков.
Был внесен рад поправок в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом наш комитет неоднократно критиковал позицию тех ведомств, которые настаивали на размещении «сложных» заказов, в частности — подрядов на строительные работы посредством электронных аукционов, где единственным критерием выступает цена.
Вообще, авторы закона попытались в свое время создать некую волшебную, универсальную процедуру, с помощью которой недобросовестный заказчик закупит у недобросовестного подрядчика наилучший товар по наименьшей цене. И, надо признать, они «преуспели» в решении этой задачи. Такая процедура создана. Это электронный аукцион, где отбор подрядчиков производится по одному единственному параметру. И сегодня 80 % закупок у нас совершается на этих электронных аукционах. Однако качество закупок при этом снижается.
Более 200 лет существуют западные демократии. В каждой развитой стране есть законодательство о закупках. Но, к сожалению, этот западный опыт, в котором предусмотрено все многообразие закупок, не используется у нас.
В Послании Федеральному Собранию Медведев предложил подготовить новую редакцию закона о госзакупках – более продуманную и более современную. В каком же направлении надо совершенствовать этот закон?
Первое — это, конечно, информационная открытость. Мы должны обязать ведомства публиковать не только информацию о ближайших конкурсах и подрядах, но и о планах закупок на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Второе. В новом законе необходимо исходить из многообразия товаров и услуг. Есть сложные подряды, которые невозможно свести к простой процедуре аукциона. Существует много процедур закупочной деятельности: это конкурсы, творческие конкурсы, аукционы, запрос котировок, размещение заказа на бирже и т.д.
Но главное, не надо забывать, что главная цель закона – это совершение эффективной закупки. И главный субъект совершения этой закупки – это заказчик. Именно ответственность заказчика необходимо поставить во главу угла нового закона. Нельзя идти по пути бесконечного усложнения процедур и контроля за ними. При работе над новым законом необходимо объединить усилия как правительства, так и Государственной Думы.
В Послании Медведева поставлен целый ряд задач, выполнение которых находится в непосредственной компетенции комитета.
Так, президент подтвердил необходимость повышения энергоэффективности нашей экономики к 2020 году на 40 процентов. Для этого нужно принять целый комплекс решений, в первую очередь в отношении жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшний день система ЖКХ, которая вызывает больше всего нареканий – это снабжение холодной и горячей водой, а главное – отопление.
Нужно признать, что наша система теплоснабжения морально устарела, это архаизм, от которого нам необходимо уходить. Она нуждается в радикальной модернизации. Во всем мире сегодня происходит настоящая революция в том, что касается обеспечения граждан теплом, горячей водой и электроэнергией. Появились супер-эффективные мини-котельные, которые устанавливаются на крыше каждого дома и снабжают его теплом и горячей водой. Это дает колоссальную экономию. Резко сокращается протяженность трубопроводов, и, соответственно, расходы на их прокладку. К дому необходимо подвести только газ – топливо для котла — и холодную воду. КПД такой системы приближается к 90%.
Более того, созданы комбинированные агрегаты, которые производят и тепло, и электроэнергию. Так что, в ряде случаев нет смысла подводить электроэнергию извне.
Автоматизированная система мини-котельной регулирует, в соответствии с заданными самими жильцами параметрами, расход в доме тепловой энергии и воды, в зависимости от температуры окружающего воздуха и времени дня, поскольку по утрам, например, расход холодной и горячей воды значительно выше, чем днем или ночью. Этого совершенно невозможно сделать при существующей системе теплоснабжения от котельных: там нет обратной связи. Конечно, и сегодня составляются различные графики режима отопления в зависимости от погоды, однако жильцы все равно вынуждены то открывать форточки, то включать электрообогреватели.
То есть, система ЖКХ нуждается как в организационном реформировании, так и в технической модернизации. На наш взгляд, нужно переходить на другие принципы обеспечения граждан коммунальными услугами. Переходить на локальные источники теплоснабжения, а, возможно, и электроснабжения. В ряде случаев это значительно дешевле, чем получать эти ресурсы централизованно.
Между тем, в соответствии с действующим законодательством, сегодня там, где вырабатывается комбинированная тепло- и электроэнергия, граждане, точнее управляющие компании, вынуждены закупать ее в обязательном порядке. Никакие иные возможности, например, строительство квартальных или домовых котельных, не допускаются. А это означает, что монополист будет повышать цену за тепло каждый год.
Он будет вынужден снижать ее только в том случае, если у него появятся конкуренты. Однако на сегодняшний день никакой конкуренции в этой отрасли не присутствует.
Есть еще один аспект реформирования ЖКХ — это состояние нашего жилищного фонда. Оно удручающее с точки зрения его энергоэффективности. На сегодняшний день стандартная пятиэтажка или девятиэтажка потребляет 70 кг. условного топлива на 1 кв. метр жилья. В Европе – 15 кг., а в новых, строящихся сегодня домах этот показатель будет составлять 4-5 кг.
Дело в том, что в Европе жители каждого дома, оснащенного индивидуальной котельной, могут сами оценить, сколько тепловой энергии они потребляют, и принять меры по ее экономии. То есть, если они утеплят свой дом, им потребуется в четыре раза меньше тепла, а, значит, и расходы на него будут в четыре раза меньше. И, конечно же, они заинтересованы в том, чтобы повысить теплоемкость своего дома. Хотя само по себе это дело не дешевое.
То есть, в Европе жители дома могут посчитать расходуемые ресурсы и принять в случае необходимости меры по их экономии. Жители российских домов такой возможности пока лишены.
Поэтому нам нужные серьезные мероприятия по повышению теплоэффективности домов, нужна государственная поддержка этих мероприятий и, конечно же, нужен капитальный ремонт домов.
Необходимо создание условий для модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности жилых домов. Часть этой работы должна быть выполнена за счет организации новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
Наша задача — выработать механизм аккумулирования финансовых ресурсов на проведение капитального ремонта жилых домов, обеспечения сохранности данных средств, в том числе с учетом инфляции, целевого использования накопленных ресурсов. Государство должно оказать финансовую и организационную поддержку проведения капитального ремонта жилых домов, в том числе с целью обязательного включения в состав работ по капитальному ремонту мероприятий, повышающих энергоэффективность жилого фонда.
В Послании президента поставлен приоритетный вопрос об обеспечении жильем молодых и многодетных семей. В частности, необходимо продлить действие нормы о возможности использования «материнского капитала» на погашение ипотечных кредитов. Мы должны оперативно проработать вопрос о законодательной реализации инициативы президента — бесплатного выделения земельных участков для строительства при рождении третьего и последующих детей.
В следующем году мы продолжим работу над обеспечением жильем отдельных категорий граждан, в том числе военнослужащих.
На рассмотрении комитета находится законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса», предусматривающий новые механизмы предоставления земельных участков в целях строительства жилья эконом-класса.
Наконец, мы должны подкрепить реальными действиями интеграционный процесс со странами Таможенного союза и Европы. Для этого нужно резко активизировать работу по гармонизации технических регламентов, норм, внедрять систему «еврокодов» в строительстве.
Помимо указанных направлений, мы будем работать над законопроектами, связанными с проведением саммита АТЭС в 2012 году, развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и рядом других, имеющих как национальное, так и международное значение».
Обсудить на форуме