Пока чиновники согласовывают поправки в проект постановления правительства, определяющий порядок предоставления займов членам СРО из средств компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, эксперты прикинули, какие затраты ждут национальные объединения, если предложенный механизм окажется востребованным.
На днях президент РФ подписал федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», который внес изменения в статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», разрешив СРО выдавать займы из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств.
Чтобы запустить выдачу займов, необходимо дождаться принятия постановления правительства РФ «Об утверждении предельных значений процентов за пользование займами, предоставляемыми саморегулируемыми организациями своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предельных размеров таких займов для одного члена саморегулируемой организации, предельного срока их предоставления, целей их предоставления, требований к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены указанные займы, и порядка контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам».
Напомним, в данном постановлении говорится и о контрольной (по сути, экспертной) деятельности нацобъединений по выдаче и использованию займов. Все саморегуляторы понимают, что новые функции национальных объединений потребуют дополнительных затрат, как трудовых так и финансовых. Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе на основе проекта постановления в текущей редакции и понять, во сколько же все это выльется саморегулируемым организациям.
Итак, у национальных объединений появятся две основные задачи:
- Провести полный и тщательный анализ всех представленных документов для целей предоставления займа и подготовить заключение об отказе в представлении займа. Напомним, что согласно проекту постановления заключение о возможности предоставления займа не требуется.
- Ежемесячное рассматривать и анализировать сводные отчеты и материалы контроля СРО за использованием займа, и в случае выявления нарушения, готовить уведомления с требованием об устранении нарушений.
Учитывая, что перечень документов, предоставляемых членом СРО для целей получения займа довольно внушительный (аж 14 документов), для полноценного их анализа потребуется не менее четырех часов работы квалифицированного сотрудника. Есть ли такие квалифицированные сотрудники в национальных объединениях в настоящее время, вопрос открытый. Даже если они есть, на них возложены иные обязанности, которые также требуют полной занятости их рабочего времени и не предполагают на полугодовой (минимум) период изменения их трудовой функции. Следовательно, в авральном режиме придется привлекать дополнительных сотрудников.
Учитывая квалификацию таких привлеченных специалистов, минимальный размер их оплаты труда должен составлять 60 — 70 тысяч рублей в месяц. В среднем один специалист может обработать примерно 60 пакетов документов в месяц на предмет их рассмотрения для целей выдачи займа члену СРО. Таким образом, рассмотрение одного пакета документов обходится в 1000 рублей, даже если речь идет о подготовке типового заключения. А если предположить, что 200 СРО подадут в один месяц по 5 пакетов документов? При самом грубом подсчете для их оперативной обработки потребуется не менее 17-ти сотрудников. Заработная плата их только в один месяц составит 1 020 000 рублей. При условии, что аврала не будет и понадобится только 5 постоянных сотрудников, фонд их заработной платы составит 300 тысяч рублей в месяц. Полгода их работы обойдутся национальным объединениям в 1,8 млн рублей.
Лично у меня сразу возникает вопрос об ответственности этих самых специалистов. Понятно, что принятый в авральном режиме закон не в полной мере урегулирует все правовые коллизии. Таким образом, оценка финансовых последствий ответственности просто не представляется возможной, ведь споры затянутся на долгие годы.
Но это только первая часть «Марлезонского балета». Вторая часть — это ежемесячные отчеты, количество которых будет ежемесячно увеличиваться в прогрессии пропорционально выданным займам. По самым скромным подсчетам для работы с ними потребуется еще пять сотрудников, полгода работы которых будут стоить национальным объединениям еще 1,8 млн рублей.
Итого по самым скромным подсчетам только на заработную плату потребуется более 3,5 миллионов плюс минимум 1 миллион на взносы в соответствующие фонды. Не говоря уж о славной традиции НОСТРОЙ выделять еще миллион-другой на премии и непредвиденные расходы (которые, безусловно, будут востребованы).
Помимо заработной платы, потребуется обеспечить новых специалистов постоянными рабочими местами, оргтехникой, канцелярскими товарами и т.д. Все это увеличит расходную часть по содержанию офиса любого национального объединения.
Не будем забывать и о разработке типовых документов для выдачи займов, которыми должны пользоваться все СРО. Сколько будет заложено и потрачено на данные мероприятия, даже угадать не представляется возможным. Ну и, конечно же, обязательное проведение семинаров с разъяснительной работой по порядку выдачи займов.
Надо сказать, что в смете расходов на 2020 год, даже самые минимальные расходы в 10 миллионов рублей на обеспечение указанных новых функций НОСТРОЙ не закладывал. Нет такой строчки и в смете НОПРИЗ. Удастся ли национальным объединениям СРО изыскать необходимые средства в рамках утвержденных смет на текущий год, вопрос как говорится, открытый.
ПРАВОВЕД
Источник: «Правда о СРО»
Обсудить на форуме