«Снесём или достроим»: бюджетные недострои на контроле Минстроя | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 20/06/2023

«Снесём или достроим»: бюджетные недострои на контроле Минстроя

В России, пожалуй, нет ни одного города, где бы не стояли замороженные объекты капитального строительства. О том, что в недостроях «зависли» миллиарды бюджетных рублей, в 2020 году очень громко заявила Счетная палата России. Сегодня работа по завершению «незавершенки» сдвинулась с мертвой точки. О том, с чем столкнулся Минстрой России как уполномоченный орган по данной тематике, какие шаги предпринимаются и о каких суммах идет речь, в интервью АНСБ рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий ГОРДЕЕВ.

- Юрий Сергеевич, очень часто под термин «недострой» относят все -   от замороженных объектов социальной или транспортной инфраструктуры до брошенных домов для дольщиков. Что именно из этих недостроев входит в ведение Минстроя России, и почему эта проблема так обострилась в последние годы?

- Действительно, у нас часто к недостроям относят одновременно и жилые дома, и объекты госзаказа. Некоторое время назад Минстрой России стал ответственным за решение вопроса обманутых дольщиков – к настоящему моменту по этому направлению все необходимые нормативные документы выпущены, денежные средства для достройки домов предусматриваются, дома достраиваются, и Минстрой успешно выполняет свои функции. Но это совершенно другой вопрос, а мы с вами будем говорить о тех недостроях, где выделялись денежные средства из бюджетов разных уровней на строительство объектов, которые предусматривались ранее в различных программных мероприятиях на уровне Федерации, субъекта или муниципалитета.  Это, как правило, социальные объекты либо объекты, необходимые для исполнения своих функций федеральными и региональными органами власти. То есть из бюджетов разных уровней выделялись денежные средства, они частично или полностью потрачены, но объекты не построены, и дело до конца не доведено. Соответственно, бюджетные инвестиции ушли впустую.

Данный вопрос 3-4 года назад подняла Счетная палата России — она сделала комплексную проверку всех таких объектов и выяснила, что проблема очень большая, и ею никто не занимается. По всей стране замороженными оказались десятки тысяч объектов — что-то не достроили регионы или муниципалитеты, а где-то стоят недостроенные объекты, на которые либо полностью выделялись средства из федерального бюджета, либо эти объекты строились с использованием федеральных и региональных средств. Комплексная оценка Счетной палаты показала, что вопрос этот очень большой.

- Насколько большой?

- В то время это было около 65 тысяч объектов на 5 трлн рублей — по всей России, из всех уровней бюджетного финансирования. Это очень много. По результатам отчета Счетной палаты Правительство России определило, что данным вопросом будет заниматься Минстрой России как координатор и оператор работы со всеми недостроями по всей стране. До этого ими никто комплексно не занимался, и вопрос находился в ведении самих федеральных и региональных органов власти. Эти недострои в рамках бухгалтерского отчета отражались на специальном 106-м счете, и каждый распорядитель бюджетных средств должен был вести такую работу самостоятельно. Но, как известно, достраивать то, на что когда-то выделялись средства, либо сносить объект за уже ненадобностью, либо производить списание затрат на объекты незавершенного строительства – это всегда двоякий вопрос: то ли кто-то потратил денежные средства неэффективно, то ли это объективные причины образования «недостроев», с которыми никто не хотел разбираться, либо начали разбираться, но нормативного регулирования на тот момент еще не было, поэтому вопрос незавершенного строительства, как правило, многих приводил в тупик. И поэтому к данному вопросу никто не притрагивался до тех пор, пока его не подняла Счетная палата.

В самом начале этой работы выяснилось, что основная проблема в учете этих объектов состояла в том, что не было нормативных документов, которые определяли бы, как правильно выявить объекты незавершенного строительства и как с ними работать в дальнейшем.

Первый документ, который был выпущен, — Порядок списания затрат на недостроенные объекты. Например, у органов власти есть затраты на проектно-сметную документацию, которая сделана 10-15 лет назад, давно устарела и уже не нужна по причине неактуальности. А списать эти денежные средства было невозможно.  Поэтому была разработана такая конструкция, когда главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), у которого есть такие затраты, может списать их по согласованию с Минфином России, Минэкономразвития России и Минстроем России. Этот документ сразу же заработал, и сейчас уже списаны десятки объектов там, где от объекта была только очень устаревшая проектно-сметная документация, не соответствующая действующим нормам и требованиям, но по закону это уже капитальные вложения в строительство объекта, и он уже на этом этапе числится недостроенным объектом.

- То есть часть этих недостроев были только на самом начальном этапе?

- Да, фактически, только на бумаге, в виде проектно-сметной документации. И поэтому по ним решение принималось в первую очередь, потому что оно самое простое: посмотреть документацию и решить, списывать ее или нет.

В целом для работы на этом направлении по поручению председателя правительства РФ Минстрой России подготовил «дорожную карту» по совершенствованию нормативно-правовой базы для объектов незавершенного строительства. К настоящему моменту она выполнена практически на 100%, вся нормативно-правовая документация выпущена и утверждена без срыва сроков. Два основных документа – это положение о правилах включения в реестр недостроенных объектов и о последствиях такого включения, и мы уже работаем на их основе. Также Минстроем выпущены методические рекомендации по формированию федерального реестра и порядок разработки ведомственных планов по сокращению объектов незавершенного строительства.

Кроме того, хочу поблагодарить Минфин России и Казначейство России – мы с ними смогли разобраться с тем самым 106-м счетом, на котором в бухгалтерии учитываются все объекты незавершенного строительства. Нужно понимать, что до последнего времени на нем учитывались не только замороженные объекты, но и те, которые находятся в стадии реализации – проектируются, строятся или вводятся в эксплуатацию. В 2022 году Минфин России выпустил приказ о том, как вести бухгалтерский учет объектов незавершенного строительства, и по договоренности с Минстроем России поменял подход к учету капитальных вложений на 106-м счете.

В итоге на этом счете появились подсчета, и теперь сам распорядитель бюджетных средств, когда проводит в конце года инвентаризацию и готовит годовой отчет, — разбивает весь 106-й счет на подсчета, куда заносит отдельно объекты в стадии строительства, объекты, которые построены и находятся в стадии оформления, и замороженные незавершенные объекты – классический недострой. Сейчас мы обрабатываем те данные, которые нам пришли из Федерального казначейства за 2022 год, и сможем установить по всей стране, сколько же у нас реально «мертвых» объектов.

- Уже есть какие-то первые данные?

- Пока идет обработка данных – на это нужно некоторое время. По предварительным данным, подсчитанным нами, можно сказать, что, например, вложения в проектные и изыскательские работы, произведенные более 5 лет назад, составляют порядка 10 млрд рублей, то есть это в том числе та проектно-сметная документация, которая уже возможно морально устарела и не актуальна. Также мы видим, что по 1,4 тыс. объектов на сумму около 115 млрд рублей реализация инвестиционных проектов приостановлена по разным причинам. Пока эти данные только предварительные в части федеральных объектов. По региональной и муниципальной собственности данные оцениваются.

Минстрой России также направил соответствующий запрос всем главным распорядителям бюджетных средств и попросил прислать списки объектов незавершенного строительства. Эти списки предоставлены, мы их выверили вместе с Федеральным казначейством, и на этой основе в 2022-2023 годах включили в реестр 441 объект незавершенного строительства. К настоящему моменту по 147 объектам из реестра уже приняты управленческие решения, такие как достраивать, сносить или приватизировать.

- То есть в реестр постепенно включаются все выявленные объекты?

- Да, это открытый реестр, он пополняется по мере поступления информации о незавершенном строительстве. Кстати, любой желающий может на сайте Минстроя России зайти в этот реестр и просмотреть все нужные ему данные.

Сейчас мы дополнительно отрабатываем информацию от Федерального казначейства, и все объекты незавершенного строительства, которые будут выявлены, мы включим в наш реестр. Как только объект попадает в реестр, по каждому из них президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию должно быть принято соответствующее решение. Если решено достроить — мы ищем на него денежные средства либо в федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), либо в других источниках, начинаем разрабатывать проектно-сметную документацию и достраивать. Если объект никому не нужен или он в ветхом состоянии — принимается решение о сносе. Сейчас из 147 объектов принято решение 30 снести, 83 объекта решено достроить, – соответственно, мы будем изыскивать денежные средства на достройку. Кроме того, принято решение 34 объекта приватизировать, потому что бюджету они не нужны и не достроены, то есть государство пользоваться ими не будет. Но здания почти достроены, тепловой контур закрыт, и их можно продать для использования в иных целях. Приватизация принесет доход бюджету, и эти деньги мы планируем в дальнейшем пускать на достраивание объектов незавершенного строительства.

- Каковы критерии для определения, какие объекты нужно достроить или снести?

- Прежде всего, это техническое состояние объекта. В зависимости от того, как долго он стоял недостроенным, в какой степени готовности и так далее. Сейчас нам эту информацию предоставляет собственник недостроя, который оценивает его состояние. Например, если он говорит, что конструкции потеряли свою физическую способность, арматура сгнила, — это на снос. Все, что нельзя безопасно достроить и вовлечь в оборот – это на снос, потому что нам не нужны годами стоящие опасные недострои. Лучше это снести, а земельный участок вовлечь в оборот – расторговать или построить на нем какой-то другой объект, если у органов власти есть в этом потребность.

Если принимается решение достроить объект, собственник делает его инструментальное обследование, разрабатывает проектно-сметную документацию на завершение строительства данного объекта, которая соответствует всем требованиям сегодняшнего законодательства, и в ходе этой работы оценивает все возможные последствия и необходимые шаги.

В любом случае после того, как объект попадает в федеральный реестр и по нему принимается решение, для каждого объекта разрабатывается индивидуальная «дорожная карта», ведомственный план, как он будет завершаться – достраиваться, продаваться или сноситься. В целом деньги должны работать, а не замораживаться в объектах незавершенного строительства.

 - А много ли объектов, которые не вышли со стадии проектно-сметной документации фактически из бумаги?

- С учетом того, что этим никто никогда не занимался, сказать точно, сколько их, пока невозможно. В ближайшее время мы поймем, сколько у нас объектов в стадии ПСД находится больше 5 лет, — на 99% она уже не нужна. В органы исполнительной власти, которым она принадлежит, мы разошлем соответствующие письма, укажем, что есть порядок по списанию этих средств. У нас есть соответствующие показатели по работе с объектами незавершенного строительства — мы должны их уменьшить вдвое к 2027 году относительно показателей 2022 года. И я уверен, что мы эти задачи выполним.

- Реестр – это электронная платформа, куда вносятся данные о незавершенном строительстве. Они вносятся из базы Минфина и Казначейства автоматически? Или вы перед тем, как внести, проверяете всю информацию и отбираете объекты?

- Реестр создан в системе Минфина России «Электронный бюджет». Там же мы создаем подсистему федеральной адресной инвестиционной программы, чтобы все, что касается бюджетных средств, было собрано в одном месте. И в целом вся эта работа – это история сначала про деньги, а потом уже про строительство, поэтому мы тесно работаем с Минфином России.

Перечень данных для реестра незавершенного строительства по каждому объекту утвержден постановлением правительства. Мы выверяем данные по каждому объекту, — например, какой была первоначальная стоимость, сколько уже вложили, какой уровень технической готовности, на каком этапе он приостановлен. Это 67 показателей, по которым мы должны проверить каждый объект, сверить то, что нам предоставляют министерства и ведомства, с учетными данными в Федеральном казначействе. После проверки Комиссия принимает решение о включении объекта в реестр и о том, что делать с ним дальше. По сути, реестр является единым источником эталонных данных по незавершенному строительству по всей России.

К сожалению, пока эта процедура не автоматизирована, мы все делаем вручную. Но если бы мы сначала создавали платформу и программный продукт, мы сейчас бы еще только тестировали эту систему, а работа бы стояла. Поэтому с учетом того, что вопрос актуальный, мы сначала подготовили нормативно-правовую базу, занялись конкретной работой и параллельно прорабатываем аспекты цифровизации и автоматизации всех процессов. Спасибо Минфину России, что они пошли нам навстречу, сделали наш реестр в своей системе, мы вместе с ними подготовили информационную систему, а вопрос дальнейшей оцифровки и взаимодействия с другими системами – это вопрос ближайшего будущего.

- Есть ли понимание, какие средства вложены в 441 объект, который уже внесен в реестр?

- Да, конечно, это порядка 50 миллиардов рублей, которые были уже на них затрачены. Но с учетом того, что прошло много лет с начала строительства, и требования и цены поменялись, показатель по стоимости завершения строительства этих объектов может увеличиться в разы. По 87 объектам, где принято решение о достраивании, уже рассчитаны все необходимые суммы. Планируется, что деньги будут из разных источников: если мы будем достраивать за федеральные деньги, то они пойдут из ФАИП, но могут быть и другие средства – инвестиционные или из бюджетов регионов и ведомств.

- Может ли быть такая ситуация, что после принятия решения о достройке объекта, в котором частично участвуют федеральные средства, регион или муниципалитет говорит, что у него на свой «кусок» денег нет?

- По объектам региональной собственности, где было принято решение о частичной федеральной поддержке, мы работаем совместно с регионами, в том числе по выявлению этих объектов. В соответствии с законодательством Российской Федерации мы должны сформировать реестр объектов незавершенного строительства по объектам, которые строились за счет средств федерального бюджета или с использованием таких средств. Если потрачен хоть рубль федеральных денег, мы данный объект включаем в наш реестр, в любом случае отследим его и дойдем до конца процесса: либо будем искать федеральные средства, либо отработаем с регионом, и он сам этот объект завершит.

По аналогии с федеральным реестром субъекты и муниципалитеты должны сформировать свои реестры объектов незавершенного строительства, которые строились только за региональные деньги и в федеральный реестр не войдут.

- Какой самый дорогой объект выявился с точки зрения вложенных средств?

— Это объекты науки, которые не достроили, – коллайдер, обсерватории, объекты космической связи. Они самые дорогие.

- Начались ли уже какие-то работы на тех объектах, по которым принято решение о достройке?

- У нас есть соответствующее поручение президента России о том, чтобы в первую очередь достроить социально важные и значимые объекты. Список таких объектов уже определен, и на их завершение предусмотрено 50 млрд рублей. Если говорить о дальнейшем планировании строительства за счет средств федерального бюджета, то Минстрой России при формировании следующего трехлетнего плана по строительству будет пользоваться реестром и планировать новые стройки с учетом выявленных недостроев.

И хотелось бы в это связи напомнить основные подходы, которые одобрены президентом по формированию комплексной программы «Строительство» на 5 лет. В первую очередь в нее включаются переходящие объекты, которые находятся в стадии строительства, во вторую очередь — объекты незавершенного строительства. То есть мы не будем начинать строить новый объект, если видим, что здесь есть аналогичные незавершенные объекты. В третью очередь мы будем предусматривать вновь начинаемые объекты, по которым есть поручения президента или председателя правительства. И в последнюю очередь – все оставшиеся объекты. Именно с такими подходами и приоритетами мы будем формировать программу капитальных вложений на ближайшие годы.

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»

Темы: , ,


Обсудить на форуме