СРО вагоностроителей: не нужно совершать поспешных действий | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 06/07/2012

СРО вагоностроителей: не нужно совершать поспешных действий

Инициатива ряда вагоностроительных предприятий о создании саморегулируемой организации с последующим наделением ее рядом особых полномочий вызвала неоднозначную реакцию участников рынка и заинтересованных сторон. По мнению начальника управления контроля промышленности и оборонно-промышленного комплекса ФАС России Максима Овчинникова, возможные риски от реализации такой меры перекрывают потенциальные возможности для повышения качества поставляемой на рынок продукции.

– Максим Александрович, как Вы относитесь к идее создания СРО вагоностроительных предприятий?

– Признаться, достаточно настороженно воспринял данную инициативу. Мне кажется, во многом это эмоциональное решение, не имеющее в своей основе четких рациональных представлений о возможных путях практической реализации данной модели.

– Немного странно слышать такие слова из уст представителя Федеральной антимонопольной службы. Ранее мне казалось, что любой вариант самоорганизации предпринимательского сообщества с возможностью перераспределения полномочий от чиновников к непосредственным участникам бизнес-отношений должен находить более теплый отклик в стане борцов с недобросовестной конкуренцией…

– Саморегулирование не самоцель, а лишь инструмент гармонизации отношений как непосредственно в бизнес-среде, так и между отраслевыми предпринимателями и внешними контрагентами (в том числе – и органами исполнительной власти). В данном случае мы видим, что концентрация производства достаточно велика и количество участников рынка существенно ограничено. Таким образом, возникает опасность того, что будет нарушен баланс интересов. При этом хотелось бы подчеркнуть, что вызывает озабоченность не само по себе желание хозяйствующих субъектов объединиться для реализации совместных действий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, а публично высказанное стремление диктовать правила игры всей отрасли.

Если бы некие нормы были добровольно приняты в качестве неких обязательств несколькими предприятиями – это вызывало бы только положительную реакцию всех заинтересованных сторон, но в данном случае мы определенно имеем дело с несколько иной трактовкой саморегулирования – когда определенная часть бизнес-сообщества заявляет о намерениях взять на себя часть полномочий государства. Повторюсь, даже в этом случае не было бы ничего страшного, если бы речь шла о достаточно развитом товарном рынке либо об отрасли, представленной достаточно большим количеством участников (например, строительный комплекс). Тогда бы возможность злоупотреблений ограничивалась хотя бы с формально арифметических позиций.

В сфере вагоностроения видим в лучшем случае 40–50 участников, которые и без создания СРО имеют определенные проблемы в осуществлении взаимодействия как с внешней средой, так и в плане внутриотраслевых коммуникаций. Тем более настораживает желание отдельных компаний не только определять внутренние стандарты, но и неким образом выносить вердикт относительно качества той или иной продукции. Представляется, что в данном случае потенциальные выгоды от реализации подобной инициативы не могут перевесить осознаваемых рисков.

– Как же тогда, по Вашему мнению, следует обеспечивать качество поставляемой на российский рынок продукции вагоностроительных предприятий?

– Особенных ноу-хау здесь нет. Прежде всего следует повысить качество внутрикорпоративного контроля качества. В частности, пройти сертификацию по системе ISO. Ведь это не просто какая-то отметка в соответствующих реестрах, а целая система, позволяющая повысить эффективность и, главное, транспарентность производственных процессов.

Кроме того, очевидно, что необходима оптимизация существующих механизмов контроля качества и допуска на рынок новой продукции. Повторюсь, мы не против формирования горизонтальных связей и некоего аутсорсинга от государства к бизнесу, однако следует четко осознавать не только преимущества таких шагов, но и возможные негативные последствия. Поэтому перед тем как предлагать какие-то радикальные изменения, следует прежде всего определиться с тем, насколько предcтавленные инструменты коррелируются с заявленными целями. В данном случае, по моему мнению, не нужно совершать поспешных действий.

Темы:


Обсудить на форуме