Тезисы выступления | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 13/06/2012

Тезисы выступления

заместителя Министра экономического развития РФ О.В. Фомичева

на семинаре по вопросам организации и правового регулирования лоббистской деятельности

8 июня 2012 г.

Уважаемые коллеги!
Уважаемые участники международного семинара!

Мы рады приветствовать всех участников международного семинара, организованного Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации данного в рамках Национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы.
В нашем семинаре принимают участие представители международных организаций:
– Управления ООН по наркотикам и преступности;
– Директората по государственному управлению и территориальному развитию ОЭСР и стран участниц данной организации – США и Канады,
а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, члены общественной палаты, представители российских федеральных органов исполнительной власти, бизнес-ассоциаций, научных учреждений, общественных объединений, к уставным задачам которых отнесено участие в противодействии коррупции.
Сегодня у нас запланировано обсуждение широкого круга вопросов организации и правового регулирования лоббистской деятельности.
В Российской Федерации лоббистские формы защиты законных интересов допускаются статьями 30 и 45 Конституции Российской Федерации, которыми установлено, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, при этом свобода деятельности общественных объединений гарантируется, а каждый также вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Вопрос о законодательном урегулировании лоббизма в Российской Федерации прорабатывается достаточно длительное время (впервые разработка соответствующего законопроекта была начата в 1992 году). В общей сложности депутатами Государственной Думы в нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации было внесено четыре проекта федерального закона по вопросу регулирования лоббистской деятельности (1995 г., 1996 г., 1997 г., 2003 г.). Указанные законопроекты не были приняты в связи с их отзывом субъектом права законодательной инициативы или были сняты с рассмотрения Государственной Думы.
Таким образом, предпринятые попытки внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона, регулирующий вопросы осуществления лоббистской деятельности в Российской Федерации, в силу многочисленных причин идеологического, теоретического и практического характера оставались не реализованными.
Кроме того, подтверждением сложности создания действенных механизмов регулирования лоббизма и установления соответствующих барьеров для проявлений коррупции явилась нормотворческая деятельность Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. Вместе с тем указанной Ассамблеей 15 ноября 2003 г. все же был принят Модельный закон «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти».
С учетом имеющегося международного опыта, для эффективного функционирования института лоббизма в Российской Федерации и его нормативного урегулирования необходимо наличие правовых актов в смежных сферах: Федеральных законов «О противодействии коррупции» и «О политических партиях», кодекса этики и служебного поведения государственных служащих и других нормативно-правовых актов, которые в настоящее время в Российской Федерации уже приняты.
В то же время Российской Федерации лоббирование в сознании граждан по-прежнему рассматривается в большей степени как отрицательное явление, связанное с негативными факторами в сфере права, экономики, политики и в области нравственных отношений. В этой связи представляется актуальным решения вопроса и целесообразности законодательного регулирования лоббистской деятельности. Считаем, что данный вопрос должен прорабатываться, в первую очередь, посредством широкого общественного обсуждения.
Таким образом, для возвращения к предметной проработке вопроса о правовом регулировании лоббистской деятельности в Российской Федерации в настоящее время имеются необходимые нормативно-правовые, социально-экономические и идеологические предпосылки.
В Российской Федерации в настоящее время уделяется все большее внимание данной тематике. Необходимость организации и нормативно-правового регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации отражена в уже упомянутом мной ранее Национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 4 октября 2011 г. создана рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти под руководством Министра экономического развития Российской Федерации.
В состав Рабочей группы включены представители ведущей четверки предпринимательских объединений России:
– Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
– Российского союза промышленников и предпринимателей;
– Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»;
– Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»,
а также представители федеральных органов исполнительной власти, высших судов, правоохранительных органов, депутаты Государственной Думы.
В соответствии с принятым форматом деятельности ответственным за проработку конкретного вопроса в рамках Рабочей группы определяется одна из четырех бизнес-ассоциаций, отвечающая за формирование консолидированной позиции «ведущей четверки» предпринимательских объединений России и представляющая тематические предложения на заседания Рабочей группы.
Вопрос о перспективах законодательного регулировании лоббистской деятельности в Российской Федерации определен одним из приоритетных направлений деятельности рабочей группы. Ответственным за его проработку является Российский союз промышленников и предпринимателей.
В целях детальной проработки вопроса о возможности и целесообразности правового регулирования лоббистской деятельности создана экспертная группа под руководством президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохина с участием представителей Минэкономразвития России и Минюста России. Кроме того, вопрос об организации и перспективах правового регулирования лоббистской деятельности в России активно обсуждается в экспертном формате на различных дискуссионных площадках.
На первоначальном этапе в рамках проработки данной тематики особенно важно организовать обсуждение вопросов функционирования института лоббизма с представителями бизнеса, экспертным сообществом.
Считаем необходимым также учитывать международный опыт функционирования института лоббизма, который весьма разнообразен в объеме применения норм, регулирующих лоббистскую деятельность. В зарубежных странах правовое регулирование лоббистской деятельности и ее практическое осуществление неоднородны.
Сегодня представители стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития представят нам информацию о многолетнем опыте законодательного регулирования лоббистской деятельности в своих странах – в США и Канаде. Участники семинара будут иметь возможность в прямом диалоге задать вопросы и выяснить проблемы, спорные моменты, а также положительные аспекты организации и правового регулировании лоббистской деятельности.
По результатам проведения сегодняшнего семинара мы подведем итоги состоявшегося обсуждения, которые будут представлены в отдельном докладе Президенту Российской Федерации.

Благодарю за внимание!

презентации других участников семинара опубликованы на сайте МЭР

Темы:


Обсудить на форуме