В.Мозолевский : Развитие саморегулирования в строительстве уже прошло точку невозврата | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

В.Мозолевский : Развитие саморегулирования в строительстве уже прошло точку невозврата

Саморегулирование в строительстве сейчас уже не только идея – а реальность. Пусть сегодняшнее время – только начало реального саморегулирования в крупнейшей отрасли экономики России – строительстве, но, по моему убеждению, развитие саморегулирования в строительстве уже прошло точку невозврата, как раз сейчас, после завершения 30 сентября 2010 года III Всероссийского съезда саморегулируемых организаций строителей. Развитие саморегулирование в нашей отрасли до этого времени прошло несколько тяжелых периодов становления.

Хочу напомнить, что начало этого процесса связано с подписанием 23 июля 2003 года президентом РФ Владимиром Путиным Указа № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», в котором в числе приоритетных направлениях административной реформы определено, наряду с другими вопросами, «развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики» и «ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования».

Саморегулирование – элемент гражданского общества

С самого начала процесс законодательного оформления саморегулирования в России шел очень трудно. Саморегулирование – это элемент гражданского общества. Многим в то время, как и сейчас, не хотелось принимать такое развитие событий, и эти силы противостояли развитию общественного влияния в сфере экономики. Сам факт того, что закон «О саморегулируемых организациях» рассматривался в различных инстанциях с 2003 по конец 2007 года (без малого пять лет!) о многом говорит.

Мы еще хорошо помним, как противоречиво и с каким противостоянием чиновников разного ранга и организаций (которые «кормились» в те годы на ниве лицензирования), а так же сил, которые не вникали в суть саморегулирования, а только пугали строителей надуманными последствиями завершения эры лицензирования строительной деятельности, развивалось становление саморегулирования в 2008-2009 годы.

Об этом много писалось в то время. Уверен, что со временем мы узнаем много интересного о том периоде.

Большинство чиновников и тогда, и до настоящего времени не хотели и не хотят понимать и воспринимать, что ситуация в строительстве коренным образом изменилась.

C 01.01.2009 года началось время саморегулирования в строительной отрасли. Начали создаваться и регистрироваться Ростехнадзором РФ в Государственном реестре СРО трех видов, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания, осуществляющих проектирование и осуществляющих строительство и ремонт.

В соответствии с п.1 ст. 55-1 Градостроительного Кодекса РФ основными целями деятельности СРО являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народам Российской Федерации (далее – вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Как многие заметили, государство впервые законодательно определило коллективную ответственность сообщества строительных организаций за причинение вреда такому широкому кругу лиц, имуществу, природе вследствие недостатков работ одним из членов СРО. Порядок возмещения нанесенного ущерба регламентируется ст. 60 Градостроительного Кодекса РФ, и там же впервые применено понятие субсидиарной ответственности государства за причинение вреда.

Таким образом, впервые появился новый субъект ответственности, который специально создает коллективный компенсационный фонд для возмещения ущерба третьим лицам, и появилось практически обязательное страхование членами этого нового субъекта (СРО) гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Сейчас уже идет разговор не только о «цивилизованной конкуренции» (об этом отдельный разговор), а и о том, что должны реально начать работать на рынке, в крайнем случае, государственного и муниципального заказа, две организованные силы: государство (муниципалитеты) и СРО.

Государственный «демпинг»

Вот тут, по моему мнению, нет сейчас баланса интересов. Нет никаких дополнительных нормативных документов о порядке осуществления субсидиарной ответственности государства (субъектов федерации) и саморегулируемых сообществ. У СРО организован компенсационный фонд для гарантии компенсации ущерба, тогда как у государства не определен источник и порядок субсидиарной компенсации возможного ущерба в соответствии с законом.

Как нет и никаких дополнительных документов об ответственности заказчика (муниципалитета, государства) за неудовлетворительное качество работ и объектов вследствие ненадлежащего выполнения требований Градостроительного Кодекса РФ в части обоснования принятых решений о строительстве, реконструкции и капремонте объектов, выполнении в необходимом объеме инженерных изысканий, проектирования, получения положительного заключения государственной экспертизы и своевременного получения разрешения на строительство (проведение капитального ремонта объектов), а также – качественного выполнения строительного контроля и контроля со стороны проектных организаций.

Сейчас, зачастую, муниципальные и государственные заказчики своим бездействием или безграмотностью, а также неготовностью земельных участков, проектной документации и низким ее качеством, в ущерб качеству работ и безопасности объекта капитального строительства, практически способствуют появлению демпинга на аукционах, срыву сроков строительства, установленных аукционной документацией, применению строительных материалов, конструкций и технологий, которые не соответствуют техническим регламентам, СНиПам, ГОСТам РФ, не получившим Технические свидетельства (ТС) Минрегионразвития РФ на право применения в строительстве на территории РФ. Вследствие этого, во многих случаях, применяются контрафактные строительные материалы, резко снижается безопасность, особенно пожарная и механическая безопасность объектов капитального строительства, не говоря уже об энергосбережении и других параметрах безопасности и надёжности объектов..

Противоречия неизбежны

В настоящее время конкретных требований к квалификации специалистов служб государственных и муниципальных заказчиков, требований по повышению их квалификации, нет. Считаю, что в такой ситуации, противоречия между СРО и заказчиками будут только нарастать.

Во многих случаях, в настоящее время, государственных и муниципальных заказчиков ничего не интересует, кроме освоения выделенных средств. Любыми путями. Других задач часто у них нет. К сожалению, про качество объектов и их безопасность вспоминают только, если что-то случится. Практически часто заказчики работают «на авось», им сейчас почему-то не до качества: хоть «как-нибудь», да «быть бы живу…». Почему мы всегда крестимся лишь после того, как грянет гром?

На этом «переломе интересов» вынуждено развиваться саморегулирование в строительстве. Законные интересы СРО в строгом соблюдении требований Градостроительного Кодекса РФ заказчиками зачастую встречают активное сопротивление чиновников строительного комплекса в регионах и муниципалитетах, недовольство подрядчиков, которые привыкли работать «при заказчиках», не утруждаясь ответами в части качества и безопасности работ. Таким образом, для выполнения законных требований к СРО относительно повышения качества работ и с целью предупреждения возможности нанесения ущерба третьим лицам ненадлежащим выполнением работ руководители и специалисты (контролеры) СРО вынуждены предъявлять претензии к заказчикам относительно качества проектной документации, помогать своим членам оспаривать результаты торгов (аукционов), работать с региональными УФАС и с прокурорами субъектов РФ и районов, участвовать в судебных процессах.

НАПОМНИМ

С момента покушения на Валерия Мозолевского прошло четыре месяца. Каких-либо новостей относительно хода следствия на официальных сайтах министерства строительства Сахалинской области, прокуратуры Сахалина, губернатора найти не удалось…

журнальная верстка


Обсудить на форуме