В Пермском крае снизились темпы сдачи жилья | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

В Пермском крае снизились темпы сдачи жилья

Согласно данным Пермьстата, по итогам первого полугодия 2011 года в Прикамье построено 244 тысячи квадратных метра жилья (3123 квартиры). Это всего лишь 81,5% к уровню прошлого года.

Аналогичная ситуация и в краевом центре, где сдана в эксплуатацию 1621 квартира общей площадью 114,7 тысячи квадратных метров, что на 20% меньше, чем с января по июнь предыдущего года. Отрасль оказалась в посткризисной яме: ведь в 2008-2009 годах число закладываемых строителями новостроек резко сократилось.

Тем не менее, основные застройщики Перми полны оптимизма и, как всегда, готовы порадовать новоселов новыми проектами. О них рассказывает Николай Демкин, генеральный директор ОАО "ПЗСП", депутат Законодательного собрания Пермского края.

Николай Иванович, удается ли вашей компании преодолеть последствия экономического кризиса?

- Главное, что отрасль продолжает работать, преодолевая последствия кризиса. Уверен, что по итогам 2011 года жилья в Прикамье будет введено больше, чем в прошлом году. Ненамного, но больше. Да, для Пермского края такие объемы являются невысокими. Но это ровно столько, сколько способен на сегодня "переварить" платежеспособный спрос. Если говорить о ПЗСП, то незадолго до Дня строителя мы ввели в эксплуатацию сразу два дома — на Куфонина, 7 и Докучаева, 42А. В наших планах — сдача до конца 2011 года 60 тысяч квадратных метров жилья, что составляет почти двукратный рост по отношению к 2010 году (32 тысячи квадратных метров)

Насколько силен потенциал строительных организаций?

- Если коротко — потенциал есть. К сожалению, платежеспособный спрос на наш потенциал пока недостаточен.

Помогают ли вам саморегулируемые организации?

- На момент создания СРО я достаточно критично воспринимал это начинание. Сегодня за плечами уже более чем двухлетний "стаж" членства ПЗСП в СРО "Западуралстрой" — крупнейшем в Прикамье не по численности, а по объемам выполненных работ. За это время пришло осмысление тех задач, которые должны решать саморегулируемые организации. И сейчас, зная, как в СРО "Западуралстрой" поставлен контроль за деятельностью строительных организаций, контроль качества работ, их безопасности, соблюдения строительных норм и правил, могу определенно сказать: от создания СРО Пермский край выиграл.

Растет или падает, по-вашему, уровень подготовки профессиональных кадров на стройке?

- Сегодня уровень подготовки профессиональных кадров прекратил свое падение, ситуация стабилизировалась. Наконец, осознали, что, не решив проблему кадров, говорить о профессиональной деятельности в принципе невозможно. Да, средние специальные учебные заведения функционируют еще на недостаточно высоком уровне. В наибольшей степени положительные изменения коснулись пока высшего профессионального образования. И здесь, на мой взгляд, определенную роль сыграли опять же саморегулируемые организации: в частности, в СРО предусмотрено проведение аттестаций по всем видам работ с определенной периодичностью. Такой подход помогает не только поддерживать, но и повышать уровень подготовки профессиональных кадров.

Заксобрание Пермского края сейчас разрабатывает новый региональный Закон "О градостроительной деятельности". Как он повлияет на развитие строительной отрасли в регионе?

- Главное, что должен обеспечить закон, — это упорядочить градостроительную деятельность на уровне региона, исключив вмешательство в нее чиновников по принципу "хочу — разрешаю, не хочу — не разрешаю".

Дело в том, что сегодня в Прикамье работают законодательные документы о градостроительной деятельности федерального и муниципального уровней. А такого необходимого связующего звена между ними, как соответствующий региональный закон, — нет. В связи с этим многие вопросы остаются неурегулированными. Отсутствие четко прописанных правил, как известно, способно порождать широкий простор для чиновничьего произвола. Законопроект в том виде, который он приобрел сегодня, четко прописывает, к примеру, сроки выдачи и продления разрешений на строительство, существенно упрощает правила получения разрешений на строительство линейных сооружений, исключает возможность произвольного вмешательства чиновников в отдельные стороны градостроительной деятельности и так далее. Главное, что механизмы осуществления этих действий становятся четкими и понятными.

В повседневной работе строителей все это — крайне нужные нормы. Ставя чиновников в жесткие рамки, мы в конечном итоге добиваемся сокращения сроков, проходящих с момента разработки проектной документации до сдачи объекта. А сроки — это фактор, напрямую влияющий на себестоимость строительства, следовательно — на конечную цену того самого квадратного метра. Вообще, если говорить о роли, которая предопределена для краевых и муниципальных властей, то я бы сказал так: они должны как можно меньше мешать и по возможности помогать строителям.

Весьма конкретные пожелания. Думаю, в этом вас поддерживает профессиональное сообщество. А как вы в целом оцениваете новую градостроительную политику региональных властей?

- Как бы то ни было, строительная тема в Пермском крае сегодня звучит на всех уровнях — и на муниципальном, и на региональном. И это уже неплохо, ведь было время, когда о строительстве у нас не то что не говорили, но и не думали. Безусловным плюсом является и то, что к обсуждению проблем, связанных с градостроительством, сегодня мало-помалу начинают привлекать собственно и самих строителей.

Предусмотрен ли в новом законопроекте дальнейший контроль над его исполнением со стороны депутатов?

- Безусловно. Помимо ежегодной отчетности перед Законодательным собранием, в новой редакции законопроекта более правильно, на мой взгляд, прописывается сам механизм формирования комиссии по подготовке правил землепользования и застройки. Изначально предполагалось, что комиссия будет состоять исключительно из представителей исполнительной власти. В новой редакции предусмотрено членство в комиссии представителей общественных организаций, исполнительной власти, депутатов муниципальных образований и краевого парламента.

Как вы оцениваете потребность жителей Прикамья в новом жилье? Должно ли, на ваш взгляд, обновление жилого фонда регулироваться на законодательном уровне?

- Потребность в новом жилье в крае чрезвычайно высока, особенно если учитывать неплатежеспособный спрос. Теоретически вопрос обновления жилого фонда законодательно регулируется муниципалитетами, которые обязаны обследовать стоящее на их балансе жилье и определять, пригодно ли оно для проживания. Если дом признается аварийным либо ветхим, то он подлежит сносу. Другое дело, что значительная часть ветхого и аварийного жилья сегодня таковым не признается. Поэтому, говоря о законодательном регулировании обновления жилого фонда, нужно вести речь, скорее, не о закреплении данных положений в нормативных документах, а об ужесточении ответственности за исполнение уже существующих норм.

Каким, по-вашему, может быть решение проблемы массового старения жилья?

- Проблема старения жилого фонда в Перми действительно есть. И здесь возможны два подхода. Если мы хотим существенно изменить облик города — безусловно, необходим массовый снос так называемых "хрущевок", тем более что среди них, как, впрочем, и среди первых девятиэтажек, наверняка есть аварийные объекты. Но при этом нужно четко понимать, что повсеместный снос — это колоссальные затраты. В то же время абсолютное большинство такого жилья можно эксплуатировать еще не один десяток лет, проведя процедуру капитального ремонта и реконструкции. Ведь дом как человек. Если у человека ноги в тепле и голова в порядке, то он не болеет. Если фундамент в целости и крыша в исправности — дом стоит. Внутренние инженерные сети, окна и двери, конечно, нужно заменять. Точно так же ничто не мешает снести рушащиеся балконы и устроить на их месте приставные лоджии по всей высоте дома. При таком подходе массово сносить "хрущевки" не понадобится.

Сейчас в обществе активно обсуждается концепция квартальной застройки, предложенная городскими властями. Как вы считаете, действительно ли она может стать панацеей и оправданна ли экономически?

- На мой взгляд, у власти сегодня на первом месте не экономические, а эстетические требования: желание сделать город красивее, удобнее и комфортнее для проживания. При таком подходе, с учетом принципов нового Генплана, говорить о точечной застройке нельзя. Строить можно и нужно только квартально. Квартальное строительство можно осуществлять двумя путями: либо на новых территориях, либо освобождая площадки для застройки от ветхого жилья. Но принцип нового Генплана — стягивать город, а не расширять. Поэтому остается единственный путь: строить на сносе ветхого жилья.

Это хорошо как для тех, кто сегодня живет в аварийном и ветхом жилом фонде, так и для самого города. В качестве примера можно привести микрорайон Пролетарский, который еще 10-15 лет назад состоял из ветхих лачуг. Сегодня это один из наиболее комфортных микрорайонов Перми, качество жизни в котором полностью отвечает требованиям современного человека. Я всегда был убежден: будущее — за комплексной застройкой, и в этом я солидарен с разработчиками Генплана. В то же время по новому Генплану есть множество вопросов. Но, по крайней мере, нам сегодня есть о чем спорить и договариваться.


Обсудить на форуме