По мнению авторов законопроекта, сегодня в жилищно-коммунальной сфере назрела острая необходимость объединения управляющих организаций МКД в саморегулируемые организации (СРО). Дело в том, что в последние годы наблюдается активный рост числа управляющих организаций — УК, ТСЖ ЖСК, ЖК. Причем доля частных управляющих организаций составляет 90% от общего числа этих организаций. С 2007 года этот показатель увеличился аж в 9 раз. Но при этом сказывается отсутствие четкой законодательной регламентации их деятельности, единых стандартов качества управления и правил профессиональной деятельности в данной отрасли, порядка ценообразования жилищных услуг. Это приводит к формальному подходу при создании управляющих организаций, необоснованному росту платы за коммунальные услуги, к злоупотреблениям со стороны лиц, управляющих МКД. По мнению экспертов, необходимо принципиально менять существующую систему, вписать в нее единый управляющий комплекс. Именно для этого и нужны СРО.
Саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Суть саморегулирования в том, что рынок регулирует сам себя посредством специальных механизмов, которые предполагают повышение индивидуальной и коллективной ответственности. Так, в сфере строительства члены СРО договариваются, что будут вести бизнес определенным образом, в соответствии с оговоренными правилами и стандартами. Если же кто-то нарушает правила, ответственность несет не только виновник, но и все члены СРО. Ущерб от некачественной работы погашается из общего компенсационного фонда, который формируется из средств участников организации и предназначен для покрытия убытков.
В сфере ЖКХ саморегулируемые организации, объединившие управляющие компании (УК), а также ТСЖ (ЖСК, ЖК), должны стать проводником и гарантом для потребителей коммунальных услуг. Это означает, что правила предоставления этих услуг должны быть согласованы с СРО. С ее же участием должны быть разработаны типовые договоры с поставщиками услуг и обслуживающими организациями. Таким образом, будут обеспечены права жильцов, ныне почти беззащитных от произвола поставщиков услуг.
Еще одна задача СРО — организовать неформальный контроль над управляющими и обслуживающими компаниями. Но для этого необходим четко прописанный механизм обязательной сертификации УК в рамках СРО. Без такой сертификации УК ни вступать в СРО, ни тем более выполнять ее предписания не будут.
Отсутствие такого механизма, как и ряд других недоработок в предлагаемой версии законопроекта о введении саморегулирования, по мнению экспертов, должно быть учтено при его принятии. В частности, в законопроекте недостаточно урегулированы вопросы, связанные с размещением и управлением средствами компенсационного фонда, созданием системы страхования членов СРО. Отдельные положения документа требуют уточнения по вопросам четкого распределения полномочий между органами власти и СРО.
Как считают специалисты, сегодня важно на уровне государственной власти определить четкий вектор по совершенствованию системы управления многоквартирными домами с учетом необходимости установления общеобязательных правил и стандартов деятельности. Такая работа сейчас активно ведется при участии представителей правительства России, Государственной Думы и Министерства регионального развития РФ. К ней привлекается широкий круг экспертов в сфере ЖКХ. И это дает надежду на то, что в ближайшем будущем доработанный закон о саморегулировании будет принят. Что позволит снять многие наболевшие проблемы на рынке в сфере управления жильем.
Обсудить на форуме