Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский воспользовался очередной возможностью донести свой взгляд на пути развития саморегулирования в строительной сфере, — 27 октября в Общественной палате РФ он выступил на заседании круглого стола, посвященном законодательному совершенствованию системы саморегулирования.
В своём выступлении Валерий Мозолевский отметил, что основной причиной сегодняшнего состояния саморегулирования в области экономики заключается в том, что его реальное построение так и не стало общегосударственной задачей и приоритетом при проведении административной реформы государственного управления в России.
При этом, цели из задачи построения системы саморегулируемых организаций в области экономики были закреплены еще в 2003 году в Указе Президента № 824. В 2012 году миссия саморегулирования в Российской Федерации была определена в программной статье «Демократия и качество государства», где было отмечено: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества России…».
Возможность и необходимость государственного влияния на построение системы саморегулируемых организаций при передаче им определенных государственных контрольно-разрешительных функций четко определена в Постановлении Конституционного Суда 2005 года № 12-П, а также в нескольких решениях международного суда по правам человека.
Учитывая сказанное, развитие саморегулирования должно быть связано с проходимыми процессами реализации административной реформы в Российской Федерации, так как само построение системы саморегулируемых организаций в области экономики является приоритетным направлением административной реформы в Российской Федерации, подчеркнул Валерий Мозолевский. В соответствии с упомянутым Указом Президента, для координации хода реализации административной реформы на федеральном уровне была создана Правительственная комиссия, аналогичные комиссии были созданы в субъектах федерации. Однако, вопреки правительственным предписаниям, в состав этих органов не вошли представители саморегулируемого сообщества.
По этой причине построение и развитие саморегулируемых организаций стало рассматриваться, как вопросы исключительной компетенции профильных исполнительных органов власти.
Исполнительные органы субъектов федерации фактически нигде и никогда не рассматривали вопросы построения саморегулируемых организаций как приоритетного направления реформирования государственного управления на субъектном уровне, подчеркнул Валерий Мозолевский. Докладчик указал на тот факт, что из пяти приоритетных направлений проведения административной реформы именно «развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики» до настоящего времени не рассматривается при оценке реализации административной реформы.
Поэтому, как считает генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой», учитывая то, что административная реформа проходит на двух уровнях государственного управления, регионализация саморегулирования в строительстве создает условия для активизации самого построения саморегулируемых организаций, как элементов проведения административной реформы в субъектах федерации. Докладчик предложил разработать и утвердить на федеральном уровне федеральные и субъектные индикаторы для возможной оценки проведения административной реформы с учетом построения и развития саморегулируемых организаций в области экономики на федеральном и на субъектном уровнях. Было отмечено, что это должно стать общегосударственной задачей в разрезе проведения административной реформы государственного управления и построения крепкого гражданского общества в России.
Валерий Мозолевский обратил внимание на то, что доклад Минэкономразвития о состоянии института саморегулирования в 2015 году не рассматривает саморегулирование в области экономики с позиции анализа хода проведения административной реформы. Так же в этом докладе не рассмотрен вопрос влияния развития саморегулирования, как основы построения гражданского общества в России.
Говоря о перспективах института саморегулирования, Валерий Мозолевский отметил, что функция фильтра по допуску на рынок организаций, соответствующих определенным требованиям – это только одна из значительного числа государственных функций, которую могут принять на себя саморегулируемые организации.
Саморегулируемое сообщество не должно ждать, когда государство на разных уровнях управления будет готово дополнительно передать и другие свои функции. Предпринимательское сообщество в различных областях экономики должны самостоятельно определять готовность СРО принимать дополнительные функции, права и ответственность от государства за развитие отрасли и за максимальное удовлетворение потребностей потребителей. Саморегулируемым организациям необходимо предложить правительству России план-график возможной передачи очередных контрольно-разрешительных функций саморегулируемым организациям, ориентируясь, в том числе, на принципы подготовленного проекта Федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ».
В русле принятия поправок Градостроительного кодекса, предполагается, что СРО-сообщество должно получить права на самостоятельное определение условий и процедур проведения закупок в области строительства. Исходя из того, что СРО строителей с июля будущего года будут отвечать за результаты работ и исполнение контрактов своими членами средствами специально создаваемых для этого компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, государство должно признать права саморегулируемого сообщества на установление правил закупок, резюмировал Валерий Мозолевский.
Эта позиция базируется на многолетнем опыте Ассоциации «Сахалинстрой» по мониторингу закупок в электронной форме, а также регулярным жалобам членов на повсеместный демпинг на строительных закупках, достигающий 50% начальной максимальной цены контрактов.
При этом, времени на раскачку у саморегулируемого сообщества практически нет. По мнению докладчика, уже в 2017 году необходимо определить перечень функций для делегирования саморегулируемому сообществу. Функции государственной экспертизы материалов изысканий и проектной документации объектов, которые не входят в компетенцию органов государственной экспертизы, — саморегулируемым организациям проектировщиков. А строительный надзор за соответствием строительных работ техническим регламентов на объектах, неподведомственных Государственному строительному надзору (ГИСН), передать региональным саморегулируемым организациям строителей.
Именно принцип саморегулирования, как консолидированный бизнес-диалог добросовестных участников рынка, позволил сахалинским строителям прийти к общей позиции о необходимости установления особых условий при проведении торгов на строительные работы, которые заключаются в отказе от формата электронных (реверсивных) аукционов в пользу конкурсов с предварительным квалификационном отбором.
Источник: Пресс-центр Ассоциации «Сахалинстрой»
Темы: административная реформа, Валерий Мозолевский, саморегулирование
Обсудить на форуме