Владимир Яковлев: В России стали уделять больше внимания строительной отрасли | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 07/12/2012

Владимир Яковлев: В России стали уделять больше внимания строительной отрасли

Строительная сфера стоит на пороге важных изменений. Уже через три года в стране должно вводиться на 50% больше жилья, промышленность стройматериалов стать менее энергоемкой, а квалификация кадров – повыситься. О том, насколько достижимы эти цели SROportal беседовал с президентом Российского союза строителей Владимиром Яковлевым.

- Владимир Анатольевич, какими событиями вам запомнился уходящий 2012 год?

- Всегда хочется начать с позитивного. Одно из главных направлений развития строительного комплекса – создание саморегулируемых организаций – еще раз подтвердило, что это – правильный путь. Система саморегулирования укрепляется. Недавно прошли повторные съезды национальных объединений саморегулируемых организаций. На них на второй срок избрали уже действующих руководителей, и сейчас начался новый двухлетний цикл их работы. Надеюсь, что в этот период будет меньше «дрожания» в плане организационных вопросов, а больше конкретной, целенаправленной работы по тем проблемам, которые на сегодняшний день есть.

Меня радует, что идет работа по совершенствованию системы технического и сметного нормирования в отрасли. Положено начало работы института негосударственной экспертизы, хотя здесь существует еще много вопросов. Ведется работа по созданию системы подготовки кадров в строительстве. Здесь, правда, тоже есть свои проблемы, но это все – позитивные направления развития строительной отрасли, где все активно «движется».

Кроме того, совершенствуется механизм оказания адресной поддержки отдельным категориям граждан при приобретении жилья (через систему АИЖК, через Фонд РЖС, через указы президента РФ и постановления правительства РФ в части предоставления льгот военнослужащим, переселенцам, ветеранам, многодетным семьям). Хорошо движутся также программы расселения ветхого и аварийного жилья. Предпринимаются шаги, направленные на техническое перевооружение ряда предприятий. Правда, к сожалению, подобная модернизация пока ведется всего по нескольким предприятиям стройиндустрии.

Восстановлено Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, оно даже называется по старому – Госстрой.

В числе положительных моментов отмечу и опережающие темпы, с которыми растут объемы производства основных видов строительных материалов. Производство главного для нас продукта – цемента – за 10 месяцев текущего года выросло на 10%. Кирпича – на 12%, ваты минеральной – на 125%. И так практически по всем позициям за исключением материалов из асбеста.

Нельзя не упомянуть и о том, что в этом году выпущены два очень важных документа: указ президента №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и распоряжение Правительства (или как модно говорить «дорожная карта») по выполнению этого указа.  Главным в ней мы считаем сокращение числа административных процедур. Они должны быть сокращены в среднем с 51 процедуры до 15 в следующем году и до 11 процедур в 2018 году. Время прохождения всех этих процедур должно сократиться с 423 дней до 130 дней также уже в следующем году. То есть, мы должны сразу на себе почувствовать все эти улучшения.

- Однако многие строители жалуются, что власти не слышат представителей строительной отрасли. Не уделяют этой сфере должного внимания…

- Я считаю, что указ президента и постановление правительства не случайны, ведь строительство является одной из ведущих отраслей экономики России. Строительный комплекс дает около 7% ВВП и примерно 8% занятости населения. Около 5,5 млн человек трудится в промышленности строительных материалов, непосредственно в строительстве и транспортных организациях, обеспечивающих строительство. В прошлом году был выполнен объем работ на 5 трлн руб., за 10 месяцев текущего года – уже на 4,2 трлн руб. Темпы ввода жилья меня тоже радуют: все 10 месяцев текущего года мы пока идем с перевыполнением плана. По России уже введено 40,1 млн кв. м жилья или 473 тысячи квартир (+2,7% по сравнению с прошлым годом). Но этого не достаточно: в 2015 году мы должны вводить уже 90 млн кв. м жилья, и 140 млн кв. м жилья к 2020 году. При этом, с 2007 по 2012 годы наши строители вводили в среднем около 60 млн кв. м жилья ежегодно. Поэтому поставленная президентом и правительством задача является крайне не простой.

- Что мешает ее выполнению? Какие основные проблемы сейчас существуют у российской строительной отрасли?

- Способы достижения поставленной властями цели сегодня не определяются никаким механизмом исполнения. Программа ФЦП «Жилище» не дает тех показателей, которые могли бы обеспечить указанные выше цифры.

Кроме того, борьба с административными барьерами четко обозначена в дорожной карте, но реализация этих мер спускается «на тормозах». Хотелось бы, чтобы все поручения президента и правительства до конца года были исполнены. Иначе следующий год опять начнется с разговоров об административных барьерах.

Кроме того, у нас не решена проблема ветхого и аварийного жилья, таких объектов по стране – 100 млн кв. м (из 3,2 млрд кв. м жилого фонда в целом). Эти дома надо расселить в кратчайшие сроки. Кроме того, в ветхом или аварийном состоянии у нас находятся до 70% инженерных сетей.

Немаловажная проблема – дефицит земли. К сожалению, это так. Имея 1 млрд 709 млн га земли, лишь 1,1% (19,1 млн га) у нас заняты под города и поселения. При этом инженерно подготовленных территорий под новое строительство нет. Это значит, что нет задела на будущее. Это значит также, что пока нет возможности обеспечить обозначенные Правительством цифры по вводу нового жилья.

Не забывайте и о «дорогих» кредитах для застройщиков. Банковская система укрепляется, а реальный сектор экономики, в том числе строительство, пока никакой поддержки от банков не видит. На сегодняшний день не ясна система управления банковскими рисками, и высокая стоимость кредитов создает реальные условия для удорожания стоимости квадратного метра. Хотя президентом и правительством поставлена задача со следующего года снизить стоимость квадратного метра на 20%.

Еще один серьезный вызов для отрасли – техническое и технологическое отставание. С сожалением должен отметить и низкую производительность труда в нашей сфере. Она составляет сегодня 21% от производительности труда в строительстве в США и 33% от европейского уровня. Если взять натуральный показатель, то в год на одного строителя в США приходится 84 кв. м жилья, в Канаде – 53 кв. м, в Швеции – 51 кв. м и у нас – всего 13 кв. м. Это очень мало. При этом особое внимание надо обратить на структуру отставания производительности труда. Первая причина – неэффективная организация  труда, нехватка квалифицированных кадров (49%). Вторая — недостаточное использование современных материалов и технологий (24%). Подготовка квалифицированных кадров становится одним из важнейших вопросов сегодня. Особенно остро ощущается дефицит рабочих. Надежда на гастарбайтеров, на мой взгляд, во многом ошибочна.

Также у нас еще очень высокий уровень ресурсо- и энергопотребления, как металла, так и энергии. Наши показатели в разы превышают показатели технологически развитых стран. Поэтому нам нужно заниматься развитием науки в сфере строительства и ЖКХ. С 90-х годов ее опустили «ниже плинтуса». В рамках РСС сейчас создан соответствующий комитет, и мы надеемся, что в ближайшее время он выскажет нам свои предложения.

- Каковы, на ваш взгляд, приоритетные задачи развития отечественного стройкомплекса? Какой из перечисленных вами проблем нужно заниматься в первую очередь?

- Прежде всего, нам нужно взаимодействие всех участников инвестиционного процесса, начиная от низового звена и заканчивая руководством страны. Потому что вопросы доступности земли, упрощения разрешительных процедур, развития фонда арендного жилья, укрепления административного взаимодействия между уровнями власти в строительной сфере, обеспечения выполнения всех принятых решений не может обойтись без участия руководства как регионального, так и федерального уровня.

Также считаю, что нам необходимо ускорить работу по составления генеральных планов и схем техпланирования. Пока они существуют еще не везде. Необходимо повысить и доступность кредитных ресурсов, о которых я говорил выше.

Кроме того, надо подумать, как использовать на развитие инженерной инфраструктуры средства Пенсионного фонда РФ, Фонда национального благосостояния, компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Может быть под 1000% гарантий региональных администраций их использовать, но пусть эти деньги работают. Я считаю, что нужно тверже ставить вопрос о предоставлении из федерального бюджета средств на развитие инфраструктуры. Без этих денег крайне сложно будет выполнить стоящие перед нами огромнейшие задачи.

Безусловно, нужно завершить обновление основных документов нормативно-технической базы, продолжить реформирование системы сметообразования и ценообразования. Здесь существует еще много проблем, хотя работа в этом направлении ведется колоссальная.

Нужно ускорить процесс разработки и принятия закона о Федеральной контрактной системе, или как сейчас снова начали говорить — внести конкретные изменения в ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон стал притчей во языцех для строителей, и создает предпосылки для коррупции. По этому поводу уже появились прокурорские дела, и наверно до конца года мы услышим еще о нескольких крупных разбирательствах.

Также нужна поддержка государства в становлении системы подготовки кадров. Раньше у нас существовала система ПТУ, но сейчас тут много упущено. Особое внимание нужно уделить и развитию отраслевой науки. Без поддержки государства здесь также будет сложно что-то сделать. Таким образом, нам предстоит еще много работы как в будущем году, как и в ближайшие семь лет.

 Беседовала Ольга Мурашко

Темы: , ,


Обсудить на форуме