28 апреля в Екатеринбурге состоится IV Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. В повестке дня съезда вопросы о роли СРО в реализации жилищной политики, о внесении изменений в Устав НОСТРОй, о смете расходов Национального объединения на 2011 год, о Положении о ревизионной комиссии НОСТРОй, а также отчеты Совета Национального объединения и ревизионной комиссии за 2010 год.
СРО НП «Строители Ленинградской области» выходит на съезд со своей позицией и предложениями по организации работы строительного сообщества.
Владимир Кобзаренко, директор СРО НП «Строители Ленинградской области»:
В апреле в Екатеринбурге пройдет IV Всероссийский съезд саморегулируемых организаций строительного сектора. Это – высший орган управления Национального объединения строителей. Очень важен первый вопрос повестки дня съезда – «О роли саморегулируемых организаций в реализации жилищной политики». В Ленинградской области разработана концепция такой политики и обозначена задача строительства 1 кв. м на человека в год в 2015 году. Мы опережаем все субъекты федерации по Северо-Западному региону по количеству строящегося жилья в расчете на душу населения.
Прошло два года с начала перехода к саморегулированию в строительстве, возникает ряд новых вопросов, в том числе проблема конкурсных процедур. Известно, что в гонке за заказом стоимость контракта часто занижается, что приводит к падению качества. Но снижение сметной стоимости ведет к удорожанию эксплуатационных затрат. Если органы власти и организаторы торгов осознают, что между двумя этими факторами есть прямая зависимость, они не позволят занижать стоимость контрактов.
В этой связи, как мне кажется, возникает необходимость считать участником торгов отдельно взятое некоммерческое партнерство, имеющее статус саморегулируемой организации. Заказчик, который выставляет условия по срокам, качеству и цене, может предложить исполнение силами сборной команды для достижения результата с прогнозируемыми качеством исполнения и ответственностью. СРО могло бы из своих компаний-партнеров собрать для строительства структуру, фактически являющуюся трестом, т.е. организацию, у которой есть высокопрофессиональные исполнители отдельных видов работ, техника и оборудование, финансовые возможности и ответственность. СРО, как некоммерческая структура, выступило бы оператором организации процесса. С этой идеей мы выходим на съезд.
Трудно представить, что будет говориться на съезде. Потому что позиция Национального объединения непонятна и не оглашена публично. Не видно последовательного лоббирования идеи повышения роли СРО в жилищной политике государства, региона, отдельно взятого муниципалитета. Формулировку «государственно-частное партнерство» я бы также предложил рассматривать именно как муниципально-государственно-частное партнерство. Необходимо сделать акцент на планах развития отдельной территории – муниципалитета, района. Государство, поддерживая муниципалитет, должно привлекать частного исполнителя работ и услуг и приглашать на торги новых игроков – некоммерческие партнерства.
Безусловно, проводимые по всем федеральным округам накануне съезда региональные конференции соберут мнения для выработки проектов решения для утверждения общим собранием. Но если говорить про Северо-Западный федеральный округ, то необходимо иметь в виду, что в Петербурге свыше 50 СРО, т.е. заметно больше, чем в остальных регионах Северо-Запада. Поэтому при любом голосовании и учете мнений Петербург получит перевес. Нужно, чтобы мнение строителей в регионах учитывалось, точку зрения СРО, действующих в регионах, нужно учитывать отдельно от позиции Петербурга. Иначе возобладает мнение о том, что ведется лоббирование десяти основных строительных компаний.
Смета доходов и расходов Объединения непрозрачна и непонятна, речь в ней идет только о расходах, но слова «доход», в отличие от обычного делопроизводства, нет. Если речь пойдет только о расходах, на Съезде нам скажут, что 18 комитетов объединения усердно работают, нагородили планов громадье, но надо еще денег, и необходимо повысить членские взносы. Это неправильный путь.
В недавнем прошлом разработкой норм, правил, строительных СНиПов занимались целые институты, а сегодня решили, что маленькая группа может актуализировать огромный массив технической документации. Но на какие средства и с каким качеством – непонятно. Безусловно, идет становление, «отладка процесса». Мы надеемся, что наши партнеры начнут получать эффект от национального объединения, ведь по большому счету они его и содержат.
По результатам проведенного 24 марта в Москве общероссийского съезда проектировщиков, очевидно, что наш съезд будет не менее страстным. Думается, предметами полемики станут: снижение членских взносов в НОСТРОй; снижение затратных статей Сметы доходов и расходов (в том числе и вознаграждений управленцев НОСТРОй); освещение реального аудиторского заключения эффективности деятельности НОСТРОй в 2010 году.
Владимир Бланк, генеральный директор Балтийской дноуглубительной компании:
На прошлом съезде за скобками были оставлены самые главные вопросы – система управления и членские взносы в НОСТРОй. Также было решено, что на следующем съезде будет представлена Программа деятельности НОСТРОй, которую на последнем прошедшем заседании Совета приняли за основу. Но было поставлено условие, что она будет сформулирована не в виде простого набора мероприятий, на тему того, что относится к уставным задачам НОСТРОй, а в виде документа, из которого понятно, на что тратятся деньги и какой будет результат.
Что касается системы и размера взносов: несмотря на то, что на Совете я не получил поддержку в этом вопросе, считаю необходимым рассмотреть этот вопрос на съезде, так как это обещание было высказано перед профессиональным сообществом.
И, наконец, хотелось бы остановиться на выборе аудитора. Это еще одно доказательство непрозрачности деятельности НОСТРОй. Сложилась весьма «смешная» ситуация. Скажите, разве может аудитор, которого, кстати, выбрали на безальтернативной основе, за 150 тыс. рублей проверить организацию с бюджетом 500 миллионов? Мне кажется, ответ очевиден.
Остается надеяться, что на предстоящем съезде мы сможем приоткрыть завесу над скрытой от профессионального сообщества деятельностью НОСТРОй. И многим станет понятно, какие плюсы и минусы они получают в результате того, что являются членами Национального объединения.
Анна Леонова, исполнительный директор НП СРО «Строительный комплекс Вологодчины»:
Хотелось бы, чтобы IV Всероссийский съезд обсудил ряд основных, с нашей точки зрения, моментов. Мы бы хотели, чтобы было уделено больше внимания новшествам, которых следует ждать саморегулируемым организациям, и ожидаемым изменениям в законодательстве. Ведь НОСТРОй создавался для того, чтобы защищать интересы своих членов в органах государственной власти. Строители ждут новшеств, которые сбалансируют механизмы саморегулирования, придадут им больше открытости и прозрачности.
Удручает, что решения Совета не всегда исполняются в полном объеме. Мы, безусловно, будем поднимать на съезде вопрос о том, что еще 15 июля Совет решил разделить Петербург и остальные регионы Северо-Запада, чтобы по Северо-Западному федеральному округу действовало два координатора, но это решение не выполнено, и о нем даже не вспоминают.
Строительные организации, действующие не в крупных городах, не ждут в 2011 году заметного подъема стройиндустрии. Поэтому мы хотели бы, чтобы размер взносов в НОСТРОй не повышался. Нашей саморегулируемой организации приходится отчислять крупные суммы. За год мы перечислили в НОСТРОй 1,3 млн рублей. Для нас это достаточно большие деньги. Если членские взносы все же будут повышены, мы хотели бы четко понимать, на что именно будут расходоваться эти средства.
Хотелось бы, чтобы решения съезда были направлены на создание благоприятных условий для работы строительных компаний.
Мнение:
Сергей Петров, депутат Государственной Думы РФ:
Хочется пожелать Съезду хороших делегатов, которые приедут не отсидеть мероприятие, а дадут реальные предложения по улучшению работы СРО, и хорошей повестки заседания, чтобы получить результат конструктивной дискуссии.
Сейчас саморегулирование в строительной отрасли проходит второй этап становления, когда уходят люди и организации, пришедшие «слизнуть пенку» и заработать легких денег, а остаются настоящие профессионалы, готовые наладить саморегулирование в строительстве. Однако должны быть ликвидированы уродливые явления выдачи допусков за деньги, создания надуманных проблем компаниям с последующим их решением за вознаграждение. Эта работа должна идти предельно жестко с привлечением правоохранительных органов. Успешной работы четвертому съезду, а всем строителям – хороших подрядов.
Обсудить на форуме