Принятие в июле 2010 года Федерального закона №167-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты РФ» изменило саму систему кадастровой оценки, приближая ее к рыночной. О том, как будет работать новая система и каковы ее принципиальные особенности, в эксклюзивном интервью ИА «AK&M» рассказал депутат Государственной Думы, председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский.
— Какие, на Ваш взгляд, принципиальные новшества в систему кадастровой оценки земель внес федеральный закон №167-ФЗ?
— Самое важное, что произошло за последние полгода, — кадастровая оценка, ранее существовавшая отдельно, вернулась в лоно независимой оценки. Появилась возможность сопоставлять обычные отчеты о рыночной стоимости земли и данные кадастра.
Второе важное событие происходит сейчас. Впервые в истории России Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)» подготовлен не госслужбой, а представителями независимой саморегулируемой организации – Национального совета по оценочной деятельности. Это общепринятая практика, во всем мире именно саморегулируемые организации пишут стандарты бухучета, оценки и так далее. Сейчас эта практика стала применяться и у нас. Общество написало нормативный акт в законченном виде, а Министерство экономического развития может его утвердить или отклонить, но не вправе внести туда ни строчки. Отклонить акт можно, только если там будут обнаружены нарушения международных стандартов, Конституции или Федерального закона «Об оценочной деятельности».
— Во многих регионах, по заявлениям местных предпринимателей, завышена кадастровая оценка и, соответственно, суммы земельного налога. Ожидаются ли изменения в этой сфере в связи с изменением законодательства?
— Конечно, ставки будут пересматриваться. Законом №167-ФЗ введен механизм оспаривания кадастровой оценки. Если налогоплательщик считает, что кадастровая оценка завышена по сравнению с рыночной стоимостью, он может обратиться к органу власти, утвердившему ее результаты, приложить данные независимой оценки и урегулировать вопрос в досудебном порядке или через суд.
— Что касается досудебного порядка оспаривания кадастровой оценки — для этого должны создаваться специальные комиссии. Они уже работают? Есть ли первые примеры оспаривания оценки?
— Создавать такие комиссии — обязанность местных органов власти. Пока мне не известны факты их создания, но ведь и первых кадастровых оценок по новой методике еще не было.
А ранее существовавшая методика создала огромное количество проблем. Кому-то в свое время показалось, что с помощью одного программного продукта можно описать абсолютно все существующие на территории России факторы стоимости. Однако оценщики убеждены, что так не бывает. Нельзя с помощью одной дискеты, заложив в программу данные по Владивостоку и Санкт-Петербургу, получить оценочную стоимость. Не учитывались региональные особенности, хотя одно дело Сочи, другое — Петербург, третье — Москва, причем в разных районах Москвы действуют разные факторы. В этом сегодня основное противоречие, которое мы, в конце концов, разрешим, я уверен, путем совершенствования методики со стороны оценочного сообщества и механизма оспаривания стоимости. Что касается массового пересмотра ранее утвержденных кадастровых оценок, его не будет, кроме тех случаев, когда налогоплательщики или арендаторы сами оспаривают оценку участка. Однако в установленные законом сроки будет актуализация кадастровых оценок во всех регионах.
— Сейчас федеральные земли выведены из-под налогообложения по земельному налогу. Это вызывает протесты муниципалитетов, которые теряют немалые средства. В октябре по данной проблеме высказался Президент РФ Дмитрий Медведев, который дал поручение Правительству разобраться в этом вопросе. Как можно разрешить эту проблему, на Ваш взгляд?
— Не могу сказать, каковы планы Правительства. Но еще восемь лет назад мы предлагали все ФГУПы, все военные части, все казенные заведения перевести на уплату земельного налога на общих основаниях или хотя бы компенсировать его местным властям, чтобы не возникали искусственно дотационные муниципалитеты. Получается, что Российская Федерация, разместив свои учреждения и военные части, лишила муниципалитет возможности формировать бюджет за счет земельного налога. Например, так обстоит дело в Красноармейске Московской области и Сертолово Ленинградской, где стоят гарнизоны и 70% земель занято Министерством обороны. Но чтобы что-то изменилось в этой сфере, нужно политическое решение.
Обсудить на форуме