Всероссийская реновация: сенаторы против принуждения | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 22/09/2020

Всероссийская реновация: сенаторы против принуждения

Всероссийская реновация: сенаторы против принуждения

Внесённый в Госдуму законопроект с механизмом расселения жилья, подлежащего сносу в рамках региональных программ комплексного развития территорий, вызвал неоднозначную реакцию у депутатов: одни его приветствуют двумя руками, другие яростно критикуют. Между тем, авторы проекта рассчитывают, что к концу года новый закон будет принят. Аргументацию в его пользу изложил «Парламентской газете» первый замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

- Андрей Анатольевич, в вашем законопроекте есть пункты, где говорится о переселении жителей из домов «под снос» путем заключения с ними «обязательных договоров о переходе прав на жилые помещения» через суд. В СМИ уже назвали это принудительным переселением. Как прокомментируете?

- Никакого принудительного механизма здесь нет, конечно. Как показывает практика московской реновации, даже в самом ветхом доме всегда найдется человек, который будет против переселения. И нам очень важно было найти разумный подход к учету мнения населения. Поэтому в основу нашего законопроекта заложен «принцип большинства» — дом включается в список на реновацию, если это решение поддержано как минимум двумя третями собственников и нанимателей квартир в нём.

А вот когда решение принято, договоры, по которым собственникам и нанимателям помещений в расселяемом доме должны предоставить либо другую жилплощадь, либо денежную компенсацию (на выбор), должны заключаться в обязательном порядке. И если они не заключены в течение 90 дней, то уполномоченный орган субъекта РФ — например, муниципалитет или региональное министерство строительства — может обратиться в суд для понуждения собственника заключить такой договор. Обращу внимание, что даже в таком случае собственнику будет обеспечен весь спектр его жилищных и имущественных прав на компенсацию или на другую жилплощадь.

- Кто будет определять порядок и размеры компенсации?

- Они будут определяться в соответствии с пунктами Жилищного кодекса. В каждом регионе есть свои методики расчета стоимости одного квадратного метра жилья — здесь учитывается и рыночная цена квартиры, и убытки, которые понесет человек при переезде, и много чего ещё. Но эта стоимость не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения, определяемой в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Если же собственник или наниматель выбирает в качестве компенсации не деньги, а другое жильё, то количество комнат в новой квартире должно быть такое же, а общий метраж должен быть больше.

- Многие считают, что сегодня велики риски того, что нормальный дом могут признать аварийным в угоду чьим-то бизнес-интересам. Какие механизмы защиты от таких ситуаций предлагает наше законодательство?

- Самый главный из них — надо быть активным собственником или нанимателем в своём доме. Если нет двух третей согласных жильцов, дом не признаётся аварийным — точка. Более того, решение о расселении может быть отменено вплоть до того момента, пока проект реновации не утверждён — для этого достаточно подписей одной трети жильцов.

Уверен, что появления на этом поле откровенных мошенников вряд ли стоит ожидать. Программа реновации запускается только после обращения в правительство России либо лично губернатора, либо регионального правительства. Соответственно, первые лица субъекта Федерации будут держать вопрос на особом личном контроле. Поэтому риски злоупотреблений, о которых вы упомянули, здесь, как говорят в математике, стремятся к нулю.

- Каковы будут источники финансирования расселения аварийного и ветхого жилья в регионах? Не получится так, что с людей на местах захотят брать «реновационные взносы»?

- Во-первых, источники финансового обеспечения реновации неограниченны — это могут быть деньги инвесторов, средства бюджетов всех уровней, даже средства правообладателей объектов недвижимости, если они сами того пожелают и если их объекты расположены в границах территории комплексного развития. Безусловно, никаких взносов на расселение с людей брать не будут, это исключено.

Во вторых, наш законопроект даёт регионам право проводить реновацию, а не обязывает их к этому. Многие субъекты РФ давно готовы к такому шагу, но правового механизма для реализации планов по улучшению жилищных условий для людей из «авариек» не было. Мы его предлагаем нашим законопроектом.

- В июле спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, то общероссийская программа реновации ускорит расселение граждан из аварийного или ветхого жилья. Условие — закрепить в программе комфортные условия для инвесторов, готовых вложить на каждый рубль из госказны пять своих. Ваш законопроект работает на создание такого инвестиционного комфорта?

- Наш законопроект — это, можно сказать, первая ласточка, которая создаёт условия для реновации по всей России. И он, конечно, снимает риски того, что необходимые для расселения изменения во всевозможные документы территориального планирования и правила землепользования и застройки будут вноситься очень и очень долго, — как собственно и происходит до сих пор.

Также, полагаю, для инвесторов привлекательно и то, что в нашем законопроекте есть нормы, позволяющие осваивать площадку поэтапно, а также осуществлять комплексное развитие территории на несмежных участках. Это даёт дополнительные бизнес-возможности застройщикам.

- Когда законопроект может быть принят?

- Рассчитываем, что это произойдёт до конца года. Если он будет принят до января 2021 года, это принесет больше пользы — запускать такой механизм лучше с начала финансового года, а не с его середины.

Источник: «Парламентская газета»

Темы: , ,


Обсудить на форуме