Постоянный эксперт информационного портала «Правда о СРО» поделился впечатлениями от XIX Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве. По его мнению, конфликт, назревший между руководством НОСТРОЙ и его членами, не разрешен, а отложен.
Официальные итоги съезда известны: по всем двенадцати вопросам повестки приняты положительные решения. Обновлен состав совета, утвержден отчет за 2019 год, утверждены приоритетные направления, смета на 2021 год и увеличение взносов на 1800 рублей с одного члена СРО в год, обновлен состав ревизионной комиссии и т.д. Глядя на результат, можно было бы сделать вывод, что президенту НОСТРОЙ Антону Глушкову удалось погасить волну недовольства методами работы, растущими аппетитами и результативностью деятельности руководства НОСТРОЙ, которая грозила выплеснуться в открытое противостояние саморегулируемых организаций и московского офиса нацобъединения. Но если смотреть не на официальный результат, а на процесс, скорее можно говорить о временном компромиссе и отложенном конфликте между членами НОСТРОЙ и его руководством. Реальным сотрудничеством, доверием и взаимопониманием между делегатами и президиумом на съезде даже не пахло.
Напомним, что основные претензии строительных саморегулируемых организаций накануне съезда были связаны:
- с непрозрачностью предоставляемой дирекцией отчётности в части сметы расходов и доходов,
- с отсутствием конкретных результатов деятельности в 2019 году,
- инициативой президента и дирекции НОСТРОЙ по увеличению бюджета объединения на 60%,
- с отсутствием единообразия в рассмотрении заявительных документов НКО и обращений Ростехнадзора,
- с финансированием и осуществлением деятельности не предусмотренной Градостроительным кодексом,
- с инициативными попытками расширения деятельности и финансирования по направлениям, не получившим одобрения сообщества,
- …
Значительная часть этих претензий была озвучена в ходе предсъездовских окружных конференций СРО. Оценив риски протестного голосования делегатов по вопросу увеличения членских взносов в период, когда правительство принимает беспрецедентные меры поддержки строительной отрасли, руководство НОСТРОЙ пошло на ряд компромиссов. В частности:
- в проекте приоритетных направлений деятельности на 2021 год учили предложения окружных конференций,
- за каждым приоритетным направлением пообещали закрепить персонального куратора из членов Совета объединения,
- членские взносы предложили повысить не на 60, а на 36% и не с 1 января, а с 1 июля 2021 года,
- делегатам разрешили выступить на съезде с предложениями по совершенствованию регулирования деятельности СРО и подрядных организаций. Все предложения пообещали включить в резолюцию.
Данные шаги руководства НОСТРОЙ навстречу сообществу позволили избежать скандала и провести съезд в штатном режиме, но существующее напряжение между руководством НОСТРОЙ и СРО в прошлое не ушло, имеющиеся проблемы остались не отрефлексированными, а волнующие СРО острые темы были просто вынесены за скобки.
Так в отчете Президента НОСТРОЙ Антона Глушкова даже не была упомянута работа НОСТРОЙ по ведению Национального реестра специалистов по организации строительства, деятельность по внесудебному исключению СРО из государственного реестра и рассмотрению заявительных документов НКО о включении в реестр, а также деятельность по распоряжению средствами компенсационных фондов СРО исключенных из государственного реестра. Отметим, что эти три направления деятельности Национального объединения прямо прописаны в Градостроительном кодексе РФ и являются существенной частью функций по регулированию строительного рынка, делегированными профессиональному сообществу государством. Также в докладе не нашла отражения проблематика, связанная с достаточностью средств компенсационных фондов СРО на специальных счетах в уполномоченных банках. Судя по отчету, представленному Антоном Глушковым, содержанием деятельности НОСТРОЙ в 2019 году стало участие в судебно-претензионной (54% дел — в качестве третьего лица, при чем результативность участия в 537 судебных разбирательствах в отчете не была отражена), развитие и проведение конкурсов профессионального мастерства, усиление экспертной работы за счет создания в составе НОСТРОЙ двух консультативных органов и актуализация составление перечня законодательных инициатив, большая часть которых висит в повестке НОСТРОЙ ещё с 2017 года. Также в отчет вошли покупка издания «Строительная газета» и финансирование разработки Стратегии развития строительной отрасли до 2030 (напомню, что на мероприятия по разработке отраслевой стратегии НОСТРОЙ потратил 45 млн рублей, но она так и не дошла до рассмотрения на уровне Правительства РФ).
Другими словами, президент НОСТРОЙ в своем отчете не представил данные по основной деятельности объединения в 2019 году.
Ту же позицию замалчивания острых вопросов президент НОСТРОЙ занял при рассмотрении отчета Ревизионной комиссии, которая указала на выявленные нарушения внутреннего бюджетного регламента НОСТРОЙ при расходовании средств на оплату заработной платы. После отчета ни исполнительный директор, ни президент НОСТРОЙ не представили съезду никаких комментариев по существу выявленных нарушений.
Неудовлетворенность делегатов нашла своё выражение в результатах голосования: ни один (!) из 12 вопросов повестки дня съезда не был решен единогласно. Наиболее показательными стали результаты голосования по вопросу увеличения членских взносов и внесения изменений в Устав НОСТРОЙ в целях развития системы квалификаций. По этим двум вопросам 42 и 41 делегат из 174, принимавших участие в голосовании, поднимали мандаты «против». При чем, по вопросу увеличения взносов по требованию зала голоса пересчитывали дважды, т.к. делегаты справедливо усомнились в правильности их подсчета. 24% против — цифра не такая большая, но здесь стоит вспомнить, что на двух последних съездах членов НОСТРОЙ, прошедших в 2019 году, по абсолютному большинству вопросов голосование было единогласным, и в открытом голосовании процент голосов «против» не поднимался выше 3,5%. Пользуясь инструментами статистики, без всякой натяжки можно сказать, что количество несогласных в 2020 году увеличилось в 6,9 раз.
Разумеется, увеличение членских взносов вопрос всегда не однозначный. В прениях два делегата выступили против, указывая на низкую платежную дисциплину членов СРО в период кризиса и отсутствие оснований для увеличения сборов, двое в своих выступлениях агитировали «за». Сам Антон Глушков привел традиционный аргумент о том, что 1600 рублей для юридического лица сумма несущественная, и говорить о реальном ущербе для экономики отдельной строительной организации не корректно. Однако, Антон Николаевич не упомянул о том, что его зарплата в НОСТРОЙ составляет 1 300 000 рублей, и о том, что для возглавляемого им объединения такое «несущественное» повышение взносов принесет увеличение годового бюджета в 170 миллионов рублей. При этом сбором дополнительных денег со строителей будет заниматься отнюдь не НОСТРОЙ, а региональные СРО. В данном контексте, голосуя «против», руководители саморегулируемых организаций выражают не столько недовольство увеличением самих взносов, сколько свое несогласие с политикой НОСТРОЙ и отсутствие уверенности в том, что дополнительные средства бюджета руководство национального объединения использует эффективно и целевым образом.
Из позитивных моментов съезда стоит отметить возвращение в его повестку вопроса «О состоянии строительного комплекса в субъектах Российской Федерации и предложения по развитию строительной отрасли регионов…» и уже традиционное участие команды Минстроя России. Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев и два его заместителя провели с участниками съезда почти полный день, а руководители департаментов принимали участие в круглых столах накануне. В общении с журналистами Владимир Якушев не скрывал, что такое сближение министерства с НОСТРОЙ обусловлено тесным взаимодействием при подготовке отраслевой стратегии в прошлом году и еще более тесным взаимодействием в период действия ограничительных мер, введенных в целях противодействия коронавирусной инфекции. Сообщество помнит, какое активное участие принимали отдельные руководители НОСТРОЙ при подготовке предложений по поддержке строительной отрасли в период пандемии.
Однако и эти два момента слегка омрачены. У делегатов нет уверенности, что принятая съездом резолюция не разделит судьбу проекта отраслевой стратегии и законодательных инициатив НОСТРОЙ, выдвигавшихся в последние два года. Сближение с минстроем также может быть чревато некоторыми перекосами в работе НОСТРОЙ. Разумеется, хорошо, что министр говорит о взаимодействии с руководством нацобъединения, как о тесном общении с экспертным сообществом и ссылается на него при появлении отдельных инициатив. Однако, публичная риторика ведомства сейчас жестко ориентирована на выполнение национальных целей, связанных с жилищным строительством, и НОСТРОЙ в представлении министра уже неоднократно позиционировался как выразитель интересов застройщиков жилья. Между тем, как отметил в своем докладе Антон Глушков, основная масса членов строительных СРО – это небольшие подрядные организации, работающие в самых разных сферах строительства. Кроме того, в последнее время далеко не все инициативы руководителя НОСТРОЙ согласованы с профессиональным сообществом. В общем, кто, кого и как использует в этом тесном взаимодействии — большой вопрос.
Данные сомнения могут показаться надуманными, но в приветствии министра съезду действительно были отражены только меры по стимулированию жилищного строительства и возможность предоставления займов членам СРО. Вопросы повышения качества и безопасности строительства по государственному заказу, а также совершенствование взаимодействия заказчиков и подрядчиков в приветствии министра членам НОСТРОЙ отражения не нашли.
Зато в части экономики строительства министр отметил, что при обсуждении проекта государственного трехлетнего бюджета закладывается его сокращение на 10%, т.е. государственные инвестиции в 2021 году сократятся. Отрадно, что бюджет НОСТРОЙ в будущем году от такого секвестрования не пострадает.
Обсудить на форуме