30 сентября съезд национального объединения строительных организаций НОСТРОЙ должен выбрать нового руководителя структуры, которая в перспективе заменит собой значительную часть инфраструктуры госрегулирования строительного рынка, ранее объединенную в Минрегионе и Росстрое. Борьба претендентов на пост главы НОСТРОЯ более чем реальна — крупнейшие строительные группы России и правительство пока не договорились, чем именно должен стать для отрасли НОСТРОЙ и как его контролировать.
Отраслевые триллионы
30 сентября в Москве должен завершиться процесс, с весны 2010 года ставший едва ли не главной темой дискуссии в крупнейшей отрасли экономики страны с оборотами около 4 трлн руб. — строительной. Третий всероссийский съезд некоммерческой организации "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (НОСТРОЙ) должен завершить реформу регулирования в РФ деятельности строительных организаций, начатую в 2008 году, создать единое национальное объединение саморегулируемых организаций (
Цену вопроса вокруг НОСТРОЯ наглядно иллюстрируют цифры Росстата. Объем продаж только строительной отрасли (она и смежные отрасли занимают порядка 21-22% ВВП РФ) в первом полугодии 2010 года — 1,55 трлн руб., введено в строй 87 тыс. зданий (82 тыс. — жилых). Федеральный и региональный бюджеты в 2010 году профинансируют госзаказ в строительной отрасли на 525 млрд руб. (в первом полугодии проинвестировано 214,5 млрд руб. средств федерального бюджета), большая часть из них — нежилые объекты. Сальдированная прибыль 5,2 тыс. стройорганизаций, мониторинг деятельности которых ведет Росстат (всего в РФ более 70 тыс. организаций в этой отрасли), за полгода — 17,9 млрд руб., прибыль 3,3 тыс. прибыльных компаний — 67,2 млрд руб.
Часть рынка при этом достаточно концентрирована: по экспертным оценкам Минрегиона в 2008 году, до 50% объема продаж в строительной отрасли приходилось на 20 официально существующих или работающих как "ассоциации вокруг групп влияния" групп компаний. Все они так или иначе формируются вокруг средств госзаказа — в их числе "Интеко", другие структуры московского стройкомплекса, группа ЛСР, подрядчики Минтранса, группа Аркадия и Бориса Ротенбергов, "Трансстрой" и другие. Вне госзаказа и в жилом строительстве концентрация гораздо слабее. Изменения в структуре управления строительной отраслью затрагивают интересы и профильных ведомств (Минрегион, Минтранс, Росавтодор), и всех федеральных заказчиков — от Минобороны до Минздрава, и региональных властей.
В 2008 году при расформировании Росстроя предполагалось, что значительная часть регулирующих функций государства (выдача допусков к строительным работам, методическое обеспечение, разработка стандартов отрасли, регулирование финансовой ответственности) постепенно перейдет к трем национальным объединениям
Съезд проектировщиков в какой-то мере стал "генеральной репетицией" съезда ключевого объединения, НОСТРОЯ. Уже сейчас на пост его президента есть два кандидата, Ефим Басин и Александр Вахмистров; аудитор НОСТРОЯ в сентябре расторг договор с НКО, судьба объединения обсуждается на министерском и вице-премьерском уровне. Внутри участников будущего съезда идут настоящие сражения за каждый голос. Слишком многое в ситуациях вокруг госзаказа и норм строительного регулирования зависит от того, кто выиграет этот съезд.
Парламент для строителей
В 2008 году, когда глава Росстроя Сергей Круглик, ставший заместителем главы Минрегиона, начал процесс перевода отрасли в режим частичного саморегулирования, процесс предполагался максимально "келейным" и управляемым.
Предполагалось, что в будущем господа Круглик и Басин как-то поделят полномочия в рамках созданной "вертикали", однако в марте 2010 года в эту схему внес неожиданные изменения премьер-министр Владимир Путин. Он устроил настоящий разнос строительному вице-премьеру Дмитрию Козаку, выясняя, кто же именно в Минрегионе должен отвечать за быстрый и непреодолимый рост цен на олимпийских стройках в Сочи. В итоге разразившегося скандала (см. "Ъ" от 23 марта) господин Круглик ушел в отставку, и в руководстве НОСТРОЯ в перспективе его уже мало кто видел.
Однако и кандидатура Ефима Басина, главы НОСТРОЯ, вызвала сопротивление части крупных участников рынка. "Диссиденты", которых не устраивала программа действий господина Басина (см. "Правила игры"), летом 2010 года начали создавать конкурирующее национальное объединение — НОСО. Однако по итогам совещаний в правительстве было решено: все строительные
До конца августа 2010 года тем не менее предполагалось, что Ефим Басин сохранит за собой пост главы НОСТРОЯ и вопрос лишь в том, какие полномочия будет иметь руководитель и какое влияние члены НОСТРОЯ будут иметь на его аппарат. Крупные компании не устраивала прежде всего ориентация аппарата на самостоятельность и самодостаточность: так, из отчета НОСТРОЯ за первое полугодие 2010 года следует, что из 38 млн руб. расходов на разработку документов техрегулирования (чего в первую очередь ждут компании) потрачено лишь 2 млн руб. при годовом плане расходов в 50 млн руб., тогда как 10 млн руб. ушло на "текущие расходы" вне зарплат персонала.
Но здесь в ситуацию опять ненароком вмешался Владимир Путин: на совещании 16 августа в Подмосковье он потребовал "усиления руководства" строительных
Битва заслуженных
Могут ли на съезде 30 сентября появиться кандидатуры, альтернативные господам Вахмистрову и Басину, решит оргкомитет съезда 20 сентября. Но уже сейчас очевидна разница в подходах двух потенциальных "общественных руководителей" отрасли к тому, что должно происходить в НОСТРОЕ. На господина Басина в первую очередь ориентируются компании и группы влияния, сформировавшиеся еще в стройотрасли СССР, сторонники медленной трансформации и сохранения статус-кво. Господина Вахмистрова поддерживает, по крайней мере, часть крупных, в том числе окологосударственных, компаний, заинтересованных в более радикальных изменениях ситуации и в "коллегиальном", "парламентском" управлении НОСТРОЕМ, работе аппарата организации под контролем крупных участников.
При этом говорить о единой "позиции государства" в вопросе о том, кто возглавит НОСТРОЙ, невозможно. Хотя правительство, по сути, имеет право решающего голоса на будущем съезде, обеспечить единство мнений конгломерат заинтересованных ведомств, структур и чиновников вряд ли в состоянии. В ситуации в НОСТРОЕ в разное время принимали участие, помимо президента и премьер-министра, и Минрегион, и Минтранс, и первый вице-премьер Игорь Шувалов, и вице-премьер Дмитрий Козак, не говоря уже о значительной части лоббистов списка Forbes: строительные проекты и интересы есть у всех. Пока предполагается решать вопрос именно демократическим путем: по подсчетам конкурирующих сторон, шансы у каждого из двух известных претендентов выше, чем у конкурента.
Дмитрий Бутрин, Олег Сапожков
Обсудить на форуме