Внесен депутатами
Государственной Думы
О.Д. Валенчуком,
М.Л. Шаккумом
Проект № 304493-5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Статья 1
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 29, ст. 3418) следующие изменения:
1) статью 279 изложить в следующей редакции:
«Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
1. Земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа у собственника или путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, расторжения договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, определенные в соответствии с земельным законодательством.
3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения иных прав на данный земельный участок.
4. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии, в предусмотренном земельным законодательством порядке. Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд до истечения года со дня направления собственнику такого уведомления не допускается.
5. В случае, если права на земельный участок зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решение органа государственной власти или органа местного самоуправления подлежит государственной регистрации.»;
2) статью 280 изложить в следующей редакции:
«Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, со дня опубликования решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд до дня прекращения данных прав могут владеть и пользоваться по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Собственник изымаемого земельного участка вправе также распоряжаться данным участком.
При этом названные лица несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных с новым строительством, реконструкцией зданий или иных улучшений на земельном участке со дня направления ему проекта соглашения о выкупе земельного участка либо о возмещении убытков в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.»;
3) статью 281 изложить в следующей редакции:
«Статья 281. Выкупная цена и убытки при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
1. За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его собственнику выплачивается выкупная цена. В случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд у иных лиц, права которых предусмотрены пунктом 1 статьи 279 настоящего Кодекса, данным лицам оплачиваются убытки, причиненные таким изъятием. Сроки и другие условия изъятия определяются соглашением, заключенным с лицом, у которого изымается земельный участок, а в случае принудительного изъятия земельного участка такие условия определяются судом.
2. При определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка, а также все убытки, причиненные собственнику земельного участка, включая убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Определение рыночной цены земельных участков, а также убытков, причиняемых изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
3. По соглашению с лицом, у которого изымается земельный участок, ему может быть предоставлен иной земельный участок и (или) иное недвижимое имущество на условиях и в порядке, определенных федеральным законодательством.»;
4) статью 282 изложить в следующей редакции:
«Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
Если собственник изымаемого земельного участка или лица, права которых предусмотрены пунктом 1 статьи 279 настоящего Кодекса, не согласны с решением об изъятии у них земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ними не достигнуто соглашение соответственно об условиях выкупа или об условиях возмещения убытков, допускается принудительный выкуп или принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, а также расторжение договора аренды.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение трех лет со дня опубликования решения об изъятии земельного участка.»;
5) статью 283 признать утратившей силу.
Статья 2
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 17; 2006, N 50, ст. 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597; N 29, ст. 3582) следующие изменения:
1) в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 9 слова «, в том числе путем выкупа,» исключить;
2) в пункте 1 статьи 10 слова «, в том числе путем выкупа,» исключить;
3) в пункте 1 статьи 11 слова «, в том числе путем выкупа,» исключить;
4) пункт 6 статьи 11.2 дополнить предложением следующего содержания: «Суд вправе принять решение об образовании земельного участка и условиях его образования независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков в случае, если земельный участок, подлежащий изъятию, должен быть образован в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.»;
5) в пункте 7 статьи 23 слова «, в том числе путем выкупа,» исключить;
6) в статье 30:
а) в пункте 2 слова «предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи» заменить словами «предусмотренных настоящим Кодексом и федеральными законами»;
б) дополнить пунктами 2.4 и 2.5 следующего содержания:
«2.4. Предоставление земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд, осуществляется для целей размещения объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования места размещения объекта в двухнедельный срок с даты подачи заявления о предоставлении земельного участка. Заявление о предоставлении земельного участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд, вправе также подать лицо, подавшее ходатайство об изъятии земельного участка, в срок не позднее чем три года со дня подписания акта о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренного пунктом 7 статьи 55.3 настоящего Кодекса. Предоставление таких земельных участков осуществляется на условиях аренды, а лицам, указанным в статье 20 настоящего Кодекса, — в постоянное (бессрочное) пользование. При предоставлении земельных участков в аренду в случаях, указанных в настоящем пункте, годовой размер арендной платы устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
2.5. Земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд, предоставляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять изъятие, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, — исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии данного земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2.4 настоящей статьи, принимается одновременно с решением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения или о расторжении договора аренды, договора безвозмездного срочного пользования.»;
7) в пункте 2 статьи 30.1 слова «подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса» заменить словами «настоящим Кодексом»;
8) в статье 31:
а) в пункте 3:
в абзаце втором слова «изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и» исключить;
в абзаце третьем слова «изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и» исключить;
б) пункт 4 признать утратившим силу;
9) пункт 4 статьи 32 признать утратившим силу;
10) в пункте 2 статьи 45:
а) в подпункте 5 слова «статьей 55″ заменить словами «статьями 55 — 55.2″;
б) дополнить подпунктами 5.1 — 5.3 следующего содержания:
«5.1) принятия Правительством Российской Федерации решения о прекращении прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у федерального государственного учреждения или у федерального государственного унитарного предприятия;
5.2) принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у государственного учреждения или у государственного унитарного предприятия, учредителем которых является орган государственной власти данного субъекта Российской Федерации;
5.3) принятия органом местного самоуправления решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у муниципального учреждения или муниципального унитарного предприятия, учредителем которых является данный орган местного самоуправления;»;
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами.»;
14) пункт 3 статьи 49 изложить в следующей редакции:
«3. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьями 55 — 55.2 настоящего Кодекса.
Изъятию для государственных и муниципальных нужд не подлежат земельные участки, изъятые из оборота.»;
11) статью 55 изложить в следующей редакции:
«Статья 55. Порядок принятия решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации, — в случае изъятия земельных участков для федеральных нужд;
исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, — в случае изъятия земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации;
органов местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка осуществляется по решению суда.
2. Решение об изъятии земельных участков принимается органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, на основании ходатайства юридического лица, в том числе органа государственной власти и органа местного самоуправления, имеющих право на осуществление деятельности по реализации целей, указанных в статье 49 настоящего Кодекса для государственных и муниципальных нужд.
3. В ходатайстве об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее — ходатайство об изъятии земельных участков) должны быть указаны:
цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
обоснование изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
реквизиты утвержденного документа территориального планирования, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для реализации названного документа и не предполагает размещения объектов капитального строительства;
реквизиты утвержденного проекта планировки территории, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для размещения объекта капитального строительства, местоположение которого определено такой документацией;
реквизиты решения о создании особо охраняемой природной территории, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд необходимо для создания данной территории;
реквизиты решения о предоставлении участка недр, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для пользования недрами;
перечень кадастровых номеров земельных участков, полностью или частично затрагиваемых изъятием, а также перечень расположенных на них объектов недвижимости.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе указать в ходатайстве государственное или муниципальное учреждение либо государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое должно быть наделено полномочиями по осуществлению изъятия земельных участков, если изъятие земельных участков осуществляется за счет средств государственного или местного бюджетов.
4. К ходатайству об изъятии земельных участков прилагаются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости или письменный отказ в выдаче соответствующих сведений, обоснованный отсутствием таких сведений. В случае отсутствия сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о таких земельных участках и находящихся на них объектах недвижимости к ходатайству об изъятии земельных участков могут прилагаться копии иных документов, удостоверяющих права на изымаемые земельные участки и объекты недвижимости, расположенные на них.
5. В случае, если для целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд необходимо осуществить образование земельных участков, к ходатайству об изъятии земельного участка прилагается копия утвержденного проекта образования земельного участка.
6. Ходатайство об изъятии земельных участков, основанное на утвержденном проекте планировки территории, не может быть подано позже семи лет со дня его утверждения.
7. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более чем десять рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд возвращает указанное ходатайство без рассмотрения с указанием причины возврата в случае, если:
данный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не уполномочен принимать решение об изъятии земельных участков;
не представлены необходимые документы, предусмотренные настоящей статьей в качестве обязательного приложения к ходатайству об изъятии земельного участка.
8. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления отказывает в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков в случаях, если:
заявлено об изъятии земельных участков, изъятие которых не допускается федеральными законами;
заявлено об изъятии земельных участков в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами в качестве целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
отсутствует достаточное обоснование изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
земельный участок является выморочным имуществом;
недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, является выморочным или бесхозяйным имуществом;
истек срок, указанный в пункте 6 настоящей статьи;
местоположение земельного участка, предполагаемого к изъятию для государственных или муниципальных нужд, не предусмотрено хотя бы одним из перечисленных в пункте 3 настоящей статьи документов;
земельные участки, об изъятии которых подано ходатайство, находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на них не находятся объекты недвижимости, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц.
9. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более одного месяца со дня поступления ходатайства об изъятии земельных участков принимает решение об изъятии земельного участка или решение об отказе в удовлетворении такого ходатайства.
В случае, если к ходатайству об изъятии земельных участков приложены документы, содержащие сведения о правах на все подлежащие изъятию земельные участки и расположенное на них объекты недвижимого имущества, ходатайство об изъятии земельных участков рассматривается по существу.
В случае отсутствия сведений о правах на подлежащие изъятию земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество в соответствии со статьей 55.1 настоящего Кодекса осуществляется выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию.
Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию, приостанавливает срок рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков не более чем на пять месяцев.
10. В решении об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее — решение об изъятии земельных участков) должны быть указаны:
цели изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
наименование юридического лица, уполномоченного решением об изъятии земельных участков осуществлять действия по их изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее — организация, осуществляющая изъятие земельного участка);
кадастровые номера подлежащих изъятию земельных участков и (или) кадастровые номера земельных участков, из которых будут образованы земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд;
кадастровые (инвентарные) номера или иное описание объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных нужд или муниципальных нужд.
Если после принятия решения об изъятии земельного участка изменится правообладатель земельного участка либо из данного земельного участка будут образованы иные земельные участки, либо на данном участке будут созданы иные объекты недвижимости, либо данный участок будет изменен, то названное решение распространяется на новых правообладателей земельного участка и на названные объекты недвижимости без изменения решения об изъятии земельного участка.
11. Организацией, осуществляющей действия, необходимые для изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, признаются имеющие право на осуществление деятельности по реализации целей, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, лицо, обратившееся с ходатайством об изъятии земельного участка, или государственное или муниципальное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие, указанное в ходатайстве, поданном исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
12. Обязательным приложением к решению об изъятии земельных участков являются:
проект образования земельных участков, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать, а утвержденный проект межевания территории отсутствует;
акт об итогах рассмотрения заявлений об учете прав на недвижимое имущество, если осуществлялось выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.
13. В течение двух недель со дня принятия решения об изъятии земельных участков подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте (при его наличии) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение, а также опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения предполагаемых к изъятию земельных участков.
14. В течение двух недель со дня принятия решения об изъятии земельного участка орган, принявший решение об изъятии, также уведомляет правообладателя земельного участка путем направления ему копии указанного решения, за исключением случаев, если в государственном кадастре недвижимости или в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о собственнике земельного участка. Копия решения об изъятии земельных участков направляется правообладателям земельных участков по находящимся в государственном кадастре недвижимости адресам для связи с правообладателями. Если адрес для связи с правообладателями в государственном кадастре недвижимости представлен в виде электронной почты, владельцу такого адреса направляется электронное сообщение.
Если одновременно с изъятием земельного участка изъятию подлежит жилое помещение, то уведомление направляется также и по местонахождению данного жилого помещения вне зависимости от обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
15. Копия принятого решения направляется лицу, подавшему ходатайство об изъятии земельных участков, в течение десяти рабочих дней со дня вынесения решения.
16. Решение об изъятии земельных участков может быть оспорено в суде.»;
12) дополнить статьей 55.1 следующего содержания:
«Статья 55.1. Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
1. В случае отсутствия сведений о правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 статьи 55 настоящего Кодекса, обеспечивает выявление лиц, являющихся возможными правообладателями таких земельных участков.
2. Для выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, осуществляется опубликование сообщения об изъятии земельных участков в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения изымаемых земельных участков, а также размещение таких сообщений на официальном сайте муниципального образования в Интернете. Опубликование данных сообщений и их размещение на официальном сайте муниципального образования в Интернете может быть поручено государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению.
3. В сообщении об изъятии земельных участков указываются:
цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
лицо, ходатайствующее об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, и способ связи с ним;
реквизиты документа, указанного в пункте 3 статьи 55 настоящего Кодекса, которым определяется местоположение земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд;
описание местоположения подлежащих изъятию земельных участков;
адрес, по которому заинтересованные лица могут ознакомиться с копией документа, указанного в пункте 3 статьи 55 настоящего Кодекса, которым определяется местоположение земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также с проектом образования земельных участков для целей их изъятия, получить разъяснения по вопросам изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и подать заявление об учете прав на земельные участки и расположенные на таких участках объекты недвижимого имущества (далее — заявление об учете прав на недвижимое имущество). При этом срок ознакомления с названными в настоящем пункте материалами не может быть менее двух месяцев.
4. Сообщение об изъятии земельных участков должно быть опубликовано в срок не более месяца со дня подачи ходатайства об изъятии земельных участков.
5. Лица, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, подают заявления об учете сведений о правах на недвижимое имущество в трехмесячный срок со дня опубликования сообщения, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в котором указывают способ связи с ними, в том числе почтовый адрес.
К заявлению об учете сведений о правах на недвижимое имущество должны быть приложены копии правоустанавливающих документов.
6. Через четыре месяца со дня опубликования сообщения об изъятии земельных участков, указанного в пункте 1 статьи 55 настоящего Кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления составляет акт об итогах рассмотрения заявлений об учете прав на недвижимое имущество, в котором указываются:
лица, подавшие заявления об учете прав на земельные участки и способ связи с ними;
реквизиты документов, подтверждающих права на изымаемые земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости, поданные данными лицами.
7. Лицу, подавшему ходатайство об изъятии земельного участка, в десятидневный срок направляется копия данного акта и копии документов, поступивших одновременно с заявлением об учете сведений о правах на недвижимое имущество.
8. Лица, чьи права на землю были нарушены по причине отсутствия сведений о данных правах или правообладателях в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения убытков от лица, приобретшего права на земельный участок вследствие его изъятия для государственных или муниципальных нужд, либо от лица, которому земельный участок был предоставлен. Возврат земельного участка не допускается.»;
13) дополнить статьей 55.2 следующего содержания:
«Статья 55.2. Полномочия организаций, осуществляющих действия, необходимые для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Организация, осуществляющая действия, необходимые для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, на основании решения об изъятии земельных участков:
выступает заказчиком кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков или кадастрового (технического) учета иных подлежащих изъятию объектов недвижимости, кадастровых работ по уточнению границ земельных участков, подлежащих изъятию;
выступает заказчиком кадастровых работ в отношении земельных участков и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется взамен изымаемых;
обращается от имени правообладателя без доверенности с заявлением о проведении кадастрового учета земельных участков, подлежащих изъятию, или с заявлением об уточнении границ земельных участков, подлежащих изъятию;
выступает заказчиком работ по оценке изымаемого земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости либо оценки прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и находящихся на нем объектов недвижимости, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
готовит и заключает соглашение о выкупе земельных участков или соглашения о возмещении убытков в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд либо соглашение о перераспределении земельных участков (далее — соглашение об изъятии недвижимости);
обращается без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на изъятый земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества, если изъятие для государственных или муниципальных нужд осуществлялось путем выкупа земельного участка за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета, а также о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 55.3 настоящего Кодекса.
2. Организация, осуществляющая действия, необходимые для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, на основании решения об изъятии земельных участков вправе обратиться в суд с исками:
о принудительном выкупе земельных участков и иных объектов недвижимости;
о размере платы за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроках и других условия выкупа или об условиях возмещения убытков;
о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, а также о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
об осуществлении перераспределения земельных участков и определении условий его проведения;
о разделе земельных участков в связи с их изъятием и определении условий их раздела, а также о принудительном выкупе или прекращении прав на образованные земельные участки.
Решение суда о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд должно приниматься одновременно решениями по иным искам, предусмотренным настоящим пунктом.
3. Организация, осуществляющая действия, необходимые для изъятие земельного участка, посредством выкупа, приобретает право собственности на данный земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Организация, осуществляющая действия, необходимые для изъятие земельного участка, которая является государственным (муниципальным) учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, иные юридические лица в случаях предусмотренных федеральными законами, приобретает права и обязанности от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом выдача доверенности не требуется.
4. Федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 55 настоящего Кодекса, в связи с принятием решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд:
предоставляет земельные участки взамен изымаемых для государственных или муниципальных нужд из земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничивается;
принимает решения об образовании земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вне зависимости от наличия полномочий по образованию земельных участков, установленных пунктом 1 статьи 11.3 настоящего Кодекса;
принимает решения об образовании земельных участков, предоставляемых взамен земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, из земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничивается;
заключает в соответствии с проектом образования изымаемых земельных участков соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, расторгает договор аренды на земельный участок, находящийся в собственности соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также являющийся земельным участком, государственная собственность на который не разграничивается.
4. Если на земельном участке, в отношении которого было представлено ходатайство о его изъятии, было выявлено выморочное или бесхозяйное имущество либо установлено, что сам земельный участок является выморочным, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок обязан принять меры к обращению данного имущества в государственную или муниципальную собственность по заявлению лица, подавшего ходатайство об изъятии земельных участков.»;
14) дополнить статьей 55.3 следующего содержания:
«Статья 55.3. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
1. Соглашение об изъятии недвижимости, предусматривающее выкуп недвижимости, заключается по правилам о заключении договора купли-продажи недвижимости, если иное не установлено настоящим Кодексом и федеральными законами.
В случае если решением об изъятии земельных участков предусмотрено образование земельных участков, предполагаемых к изъятию, в составе соглашения об изъятии недвижимости при необходимости готовятся также межевые планы образуемых земельных участков.
Соглашение об изъятии недвижимости не подлежит государственной регистрации.
2. Соглашение об изъятии недвижимости заключается тремя сторонами: лицом, у которого изымается земельный участок и находящееся на нем недвижимое имущество для государственных нужд, организацией, осуществляющей изъятие земельного участка, а также органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшем решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В названном соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность государства или муниципалитета за выплату выкупной цены и (или) убытки, причиняемые изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
3. Соглашение об изъятии недвижимости и акт оценки изымаемого земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости направляются организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, лицу, у которого изымается земельный участок, по адресам для связи с правообладателями, указанным в сведениях государственного кадастра недвижимости, а в случае их отсутствия — по адресам, указанным в акте об итогах рассмотрения заявлений об учете прав на недвижимое имущество или по адресам, ставшим известными из иных источников. В случаях изъятия земельного участка одновременно с жилым помещением правообладатели названных объектов недвижимости уведомляются дополнительно и по месту нахождения изымаемого жилого помещения.
Соглашение об изъятии недвижимости должно быть направлено в срок, не превышающий двух лет со дня опубликования решения об изъятии земельных участков.
4. Переход прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости к организации, осуществляющей изъятие земельного участка, регистрируется на основании соглашения об изъятии недвижимости.
В случае если изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, соглашение об изъятии недвижимости является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования соответственно.
5. Собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор изымаемого земельного участка вправе представить дополнительные обоснования необходимости изменения соглашение об изъятии недвижимости, которые могут быть учтены организацией, осуществляющей изъятие.
Если по истечении шести месяцев после отправления соглашения об изъятии недвижимости не будут подписаны и переданы организации, осуществляющей изъятие земельного участка, названная организация вправе обратиться в суд с исками, указанными в пункте 2 статьи 55.2 настоящего Кодекса. Соответствующие иски могут быть поданы не ранее чем через один год после опубликования решения об изъятии земельных участков, но не позднее трех лет со дня опубликования решения об изъятии земельных участков.
6. Принудительный выкуп либо прекращение прав на изымаемый земельный участок и объекты недвижимости, находящиеся на нем, для государственных или муниципальных нужд, а также принудительное образование земельных участков осуществляется на основании решения суда и при условии предварительного и равноценного возмещения.
7. Право пользования земельным участком и объектами недвижимости, находящимися на нем, сохраняется до шести месяцев у собственника жилого дома (части жилого дома), являющегося его единственным жилищем, независимо от перехода права собственности на данный земельный участок, если соглашением с собственником изъятого недвижимого имущества не определено иное.
8. Соглашение об изъятии недвижимости, заключаемое в связи с прекращением прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также копии актов о возмещении убытков, предусмотренных таким соглашением, направляются организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 4 статьи 55.2 настоящего Кодекса.
Акт о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подписывается организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, и землепользователем, землевладельцем или арендатором изымаемого земельного участка.
Прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии акта, предусмотренного настоящим пунктом, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственный власти или органа местного самоуправления, указанного в пункте 4 статьи 55.2 настоящего Кодекса. В иных случаях прекращение названных прав определяется судом на условиях, установленных судебным решением.
9. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 4 статьи 55.2 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня получения соглашения об изъятии земельного участка и акта о возмещении в соответствии с таким соглашением убытков принимает решение о прекращении прав на изымаемые земельные участки и о предоставлении земельных участков организации.
10. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, находящихся в собственности иного публичного образования, осуществляется в том же порядке, что и изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности.»;
15) в статье 57:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Убытки (реальный ущерб и упущенная выгода) возмещаются собственникам земельных участков, а в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, — землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков.»;
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Возмещение выкупной цены или убытков, причиненных изъятием земельных участков, осуществляется организацией, осуществляющей изъятие земельных участков. В случаях, когда названной организацией является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение, государственной или муниципальное унитарное предприятие, возмещение выкупной цены, а также убытков, причиненных изъятием земельных участков, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Возмещение иных убытков осуществляется лицом, их причинившим, за исключением случаев возмещения убытков, вызванных установлением охранных или санитарно-защитных зон. В указанных случаях убытки возмещаются лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных или санитарно-защитных зон.»;
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. При определении размера убытков, включаемых в состав выкупной цены земельных участков, или убытков, причиняемых изъятием земельного участка, в них включаются все причиненные изъятием земельного участка убытки, в том числе: убытки, связанные с переездом и обустройством на новом месте, убытки в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами. Однако в состав таких убытков не включаются:
убытки в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, если соответствующие документы не были представлены до подписания соглашения об изъятии недвижимости либо до вынесения решения судом об изъятии земельного участка (недвижимого имущества);
убытки по соглашениям, касающимся недвижимого имущества и самого изымаемого земельного участка, если такие соглашения были заключены после опубликования решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд с целью увеличения их рыночной стоимости.»;
г) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Возмещение убытков осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, а их определение — в соответствии с настоящей статьей.»;
16) статью 63 изложить в следующей редакции:
«Статья 63. Защита интересов правообладателей земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд
1. В случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета предоставление земельного участка взамен изымаемого осуществляется по соглашению с собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором изымаемого земельного участка.
2. Земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд, без предварительного согласования места размещения объекта.
По соглашению с собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, у которого земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд, ему может быть предложен земельный участок, стоимость которого превышает сумму выкупной цены изымаемого земельного участка или размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом названные лица должны возместить разницу в цене при предоставлении ему земельного участка.
3. Предоставление земельного участка взамен изъятого земельного участка, находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования места размещения объекта на праве:
постоянного (бессрочного) пользования — лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса;
собственности — гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность, а также организациям, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность;
аренды на срок 49 лет, если меньший срок не будет установлен по просьбе заинтересованного лица, — иным лицам.»;
17) в пунктах 5 и 9 статьи 95 слова «, в том числе путем выкупа,» исключить.
Статья 3
Дополнить Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482; N 31, ст. 4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582) статьей 11.1 следующего содержания:
«Статья 11.1. Особенности проведения оценки земельных участков и иных объектов недвижимого имущества в случае их изъятия для государственных или муниципальных нужд
При расчете рыночной стоимости земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, в него включается стоимость всех неотделимых улучшений и принадлежностей данного земельного участка или иного объекта недвижимости. Если размер земельного участка уменьшается вследствие его перераспределения или раздела, необходимого в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, то стоимость изымаемой части исходного земельного участка определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка и рыночной стоимостью образованного земельного участка, остающегося не изъятым.
При расчете рыночной стоимости земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, не подлежат учету изменения рыночной цены, явившейся следствием:
осуществленных улучшений земельного участка или иного недвижимого имущества, выходящих за пределы разрешенного использования земельного участка и назначений, установленных для недвижимого имущества, в том числе осуществленных незаконно;
улучшений и строительства новых объектов недвижимости, осуществленных собственником и иным правообладателем после направления соглашения о выкупе недвижимого имущества или о возмещении убытков, связанных с изъятием земельного участка или иного недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, за исключением тех случаев, когда это требовалось для текущего содержания недвижимого имущества или для предотвращения или устранения непредвиденного вреда недвижимому имуществу;
улучшений, противоречащих решению о резервировании земельных участков, если участок был зарезервирован;
изменения рыночной стоимости недвижимого имущества под влиянием планируемого размещения объекта, явившегося причиной изъятия недвижимой вещи.
Оценка земельного участка и иного недвижимого имущества осуществляется исходя из их разрешенного использования или назначения, установленного до принятия документов, явившихся основанием для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Данное правило не применяется, если разрешенное использование земельного участка, дающее основание для его изъятия было установлено за десять и более лет до принятия рения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Результаты оценки изымаемого земельного участка или иного недвижимого имущества, а также определенный в результате оценки размер убытков, причиняемых изъятием таким изъятием, проведенной в течение года со дня опубликования решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, являются действительными до вступления в силу решения суда по искам об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд или до заключения соглашения об изъятии недвижимости.
При оценке рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость такого права принимается равной рыночной стоимости права аренды данного земельного участка на установленный законом предельный срок. При оценке рыночной стоимости права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком гражданина, которое прекращается в связи с изъятием у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость такого права принимается равной рыночной стоимости права собственности на данный земельный участок.».
Статья 4
Внести в пункт 1 статьи 22.2. Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3594; 2001, № 11, ст. 997; 2003, № 24, ст. 2244; 2004, № 27, ст. 2711; № 30, ст. 3081; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 15, 22, 25, 40; № 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; № 17, ст. 1782; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2881; № 30, ст. 3287; № 52, ст. 5498; 2007, № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 48, ст. 5812; 2008, № 20, ст. 2251) изменения, изложив подпункт 1 в следующей редакции:
«1) решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или утвержденный проект межевания, предусматривающий образование данных земельных участков»;
Статья 5
Внести в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 52, ст. 5498) следующие изменения:
1) в части первой исключить второе и третье предложение
2) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Решение об изъятии жилого помещения для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для принятия решений об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, на котором находится данное жилое помещение. В случае если принимается решение об изъятии земельного участка, в границах которого находится изымаемое жилое помещение, то данные решения должны приниматься одновременно.»;
3) часть 3 признать утратившей силу;
4) в части 4 слова «, о дате осуществления в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения» исключить, дополнить предложениями следующего содержания: «Собственнику жилого помещения в течение шести месяцев со дня принятия решения об изъятии жилого помещения должны быть направлены документы об оценке принадлежащего ему жилого помещения и проект соглашения об его выкупе. Документы направляются по адресу собственника, определенного в соответствии с земельным законодательством, и дополнительно — по адресу жилого помещения, если данные адреса различаются. В случае если указанные соглашения не подписаны в течение шести месяцев со дня их отправления, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть подан не ранее одного года и не позже трех лет со дня опубликования решения об изъятии жилого помещения.»;
5) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением.»;
6) второе предложение части 6 исключить;
7) в части 9 второе предложение исключить, дополнить предложениями следующего содержания: «Принудительный выкуп жилого помещения по судебному решению возможен только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости изымаемого помещения. При этом право пользования жилым помещением сохраняется за прежним собственником, если у данного лица не имеется в собственности иных жилых помещений, до шести месяцев после выплаты собственнику изъятого жилого помещения выкупной цены или предоставления жилого помещения взамен изымаемого независимо от перехода права собственности на данное жилое помещение, если соглашением с собственником жилого помещения не установлено иное.».
Статья 6
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
2. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня его вступления в силу.
3. Установить, что изъятие зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства разрешается осуществлять без изъятия земельного участка, в границах которого они расположены, при соблюдении следующих условий:
1) данный земельный участок необходим для целей, допускающих его изъятие для государственных или муниципальных нужд;
2) данный земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
3) у собственников указанных объектов недвижимого имущества отсутствуют права на данный земельный участок.
4. Установить, что до 1 января 2015 года допускается подавать ходатайства об изъятии земельных участков, основанные на решении о предварительном согласовании места размещения объектов капитального строительства. В этом случае в ходатайстве допустимо указывать в качестве документа, обосновывающего местоположение объекта, для размещения которого требуется изъятие земельного участка, решение о предварительном согласовании места размещения объектов капитального строительства.
5. Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, которые предполагают изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, допускается подавать до 1 июля 2013 года. Данные заявления подаются органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, предусмотренными пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд»
Целью настоящего законопроекта является устранение недостатков, неясностей и неточностей правового регулирования порядка изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд, а также порядка изъятия ненадлежаще используемых земельных участков. При этом под ненадлежаще используемыми понимаются земельные участки, которые используются способами, причиняющими вред окружающей среде и почве, земельные участки, предназначенные для строительства и ведения сельского хозяйства и не используемые для соответствующих целей.
1. Основные недостатки действующих законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд, можно свести к следующему:
- отсутствует порядок возбуждения производства дел по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- зачастую отсутствуют сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах и правообладателях (по экспертным данным – в отношении 70 % объектов недвижимости);
- законодательно не установлены документы, обосновывающие необходимость изъятия, а также местоположение изымаемых земельных участков;
- не ясны основания и порядок прекращения иных прав на земельный участок (постоянное пользование, пожизненное владение, сервитут, аренда и т.п.);
- отсутствует порядок уведомления заинтересованных лиц о предстоящем изъятии;
- не установлен порядок ознакомления лиц, права которых прекращаются в силу изъятия данных земельных участков, с условиями изъятия – в том числе с размером выплачиваемой выкупной цены или причиняемых убытков;
- гарантии равноценного и предварительного возмещения за изъятое недвижимое имущество не полные, так как отсутствует порядок предоставления земельных участков взамен изъятых, отсутствует возможность использования изъятого недвижимого имущества до обустройства на новом месте;
- порядок оценки недвижимого имущества в связи с его изъятием и расчетом причиняемых изъятием убытков не полон; в частности, он не учитывает случаи изъятия земельных участков, предоставленных на условиях постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
- изъятие осуществляется за счет государства даже в тех случаях, когда земельный участок необходим частному лицу, действующему в публичных интересах (строительство нефтепроводов, газопроводов и т.п.), что приводит к бюрократизации изъятия, ненужному государственному посредничеству и скрытому субсидированию компаний;
- отсутствует возможность одновременно решать вопрос об изъятии земельного участка и о его образовании, в то время как практически все случаи изъятия требуют образования земельных участков в новых границах одновременно с решением вопроса о прекращении (изменении) прав на существующие земельные участки;
- неясен порядок предоставления изъятых земельных участков.
Для устранения названных недостатков действующего законодательства предлагается определить:
- органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные рассматривать ходатайства об изъятии земельных участков для соответственно государственных или муниципальных нужд;
- требования к содержанию и обоснованию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также состав прилагаемых к нему документов;
- порядок рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также сроки принятия решения об изъятии земельных участков, основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- порядок выявления собственников недвижимого имущества, подлежащего изъятию, в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРП и не представлены копии правоустанавливающих документов. Данный порядок сводиться к выявлению заинтересованных лиц через опубликование сообщений о предстоящем изъятии и установлением срока, в течение которого данные лица вправе подать заявление о наличии у них прав на изымаемую недвижимость, которые должны быть учтены при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- порядок извещения собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд путем опубликования и направления извещений для связи по адресам правообладателей, имеющихся в сведениях государственного кадастра недвижимости, а в случаях изъятия жилых помещений – также и по адресам данных жилых помещений;
- документы, устанавливающие местоположение земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд; среди прочего, такими документами названы документы по планировке территории и документы территориального планирования;
- перечень прав, которые возможно прекратить в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также права правообладателей изымаемой недвижимости до регистрации прекращения их прав.
Кроме того, земельное законодательство дополняется нормами, устанавливающими обязанности лиц, осуществляющих изъятие, заблаговременно уведомить лиц, права которых на землю подлежат прекращению, об условиях и сроках прекращения прав на землю. Данная обязанность должна быть исполнена путем представления проекта соглашения об изъятии недвижимости — договора, применительно к выкупу недвижимости сочетающего в себе черты договора купли-продажи и соглашения о возмещении убытков. Если требуется образовать земельный участок, то заинтересованному правообладателю изымаемого земельного участка должны быть представлены также межевые планы и соглашения об образовании земельных участков (при необходимости). В случае, если земля переходит в связи с изъятием в силу перераспределения земельных участков, то соглашение о выкупе земельного участка не заключается, так как вопрос о возмещении за утраченную землю решается в соглашении об образовании земельного участка. Таким образом, представленные нововведения улучшают положение лиц, чьи земельные участки подлежат изъятию, так как им заблаговременно предоставляются все существенные условия сделки, а не только предупреждение о предстоящем изъятии, как это установлено действующим законом.
Законопроектом закрепляются дополнительные гарантии равноценного и предварительного возмещения за изъятое недвижимое имущество, в частности:
- устанавливается порядок признания нерыночных прав, на их рыночный эквивалент, например право постоянного (бессрочного) пользования приравнивается для граждан к праву собственности в связи с изъятием;
- вводится порядок предоставления земельных участков взамен изымаемых;
- разрешается возмещение иным объектом недвижимости (квартиру вместо изъятого участка и наоборот);
- устанавливается право собственника требовать предоставления равноценного земельного участка взамен изымаемого при изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, являющийся единственным жильем собственника изымаемого земельного участка;
- разрешается предоставления большего по стоимости имущества при условии оплаты разницы в цене.
В законопроекте также уточняется порядок проведения рыночной оценки изымаемого имущества и расчета убытков в связи с изъятием земельного участка и предлагаются правила, позволяющие устранить колебания в рыночной цене (в большую или меньшую сторону) в связи с предстоящим изъятием. Например, предлагается не учитывать влияние в рыночной цене строительство того объекта, который предстоит возвести на изымаемом земельном участке и который может вызвать увеличение или уменьшение рыночной стоимости земельных участков: дорога, атомная станция, парк. Вводятся и иные правила, которые должны привести к такой рыночной оценке, как если бы земельный участок продавался на свободном рынке осведомленным продавцом осведомленному покупателю.
Одним из значительных нововведений законопроекта является введение возможности осуществления изъятия земельных участков юридическими лицами, действующими в общественном интересе. Это устраняет посредничество государственных органов или органов местного самоуправления в оформлении сделок, оставляя за органами власти властно–распорядительные функции (принятия решений об изъятии земельных участков, выявление заинтересованных лиц, принятие решений о прекращении прав постоянного (бессрочного) пользования и т.п.). В этом положении органы власти противопоставлены лицам, ходатайствующим об изъятии земельных участков, что создает предпосылки для более взвешенного и объективного подхода к принятию таких решений.
Кроме того, ряд норм законопроекта непосредственно направлен на полноценную реализацию требования Конституции Российской Федерации о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В целом, настоящий законопроект восполняет пробелы и устанавливает более простой и четкий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одновременно повышая уровень и качество гарантий лицам, чьи права подлежат прекращению в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Также отметим, что основные элементы предложенного порядка изъятия земель широко распространены в мире (Англия, Канада, некоторые штаты США, Швеция, Норвегия, Словакия).
2. Одним из основных принципов земельного законодательства является закрепленное подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Земельного кодекса определено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Кроме того, в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон), устанавливающей основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков.
Возможность изъятия у собственника земельного участка, не используемого в соответствии с его назначением либо используемого с нарушением законодательства, была закреплена со времени введения частной собственности на землю в 1990 году, а в настоящее время предусмотрена и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), и Земельным кодексом.
Однако ни Гражданский кодекс, ни Земельный кодекс не отвечает на вопрос о порядке прекращения прав, об органах власти, уполномоченных рассматривать соответствующие дела и о признаках ненадлежащего использования земельных участков, которые бы недвусмысленно свидетельствовали о необходимости изъятия земельного участка.
Между тем, вопрос о принятии мер к устранению от владения заброшенными землями стоит в Российской Федерации весьма остро. Только сельскохозяйственных земель, находящихся в частной собственности, не используется примерно 1 млн. га, еще примерно 1,5 млн. га не используется различными землепользователями и арендаторами. Есть различные причины такого запустения, в том числе и экономические, однако, безусловно, имеются и факт удержания пустующих земель в целях спекуляции, игр на рынке недвижимости. По названным причинам, значительно число строительных площадок также не осваивается.
Хотя ежегодно привлекается к ответственности за данный вид правонарушения от 3 до 10 тысяч правонарушителей, это не дает существенного улучшения обстановки.
Для устранения названных недостатков законодательства, законопроектом предлагается установить четкие основания и порядок прекращения прав на землю в связи с ненадлежащим использованием земельного участка, в частности:
- определить органы власти, уполномоченные рассматривать соответствующие материалы и обращаться в суд;
- определить признаки причинения вреда почве и природной среде;
- определить признаки не используемых земельных участков, предназначенных для строительства или ведения сельского хозяйства.
Отдельно необходимо отметить, что законопроектом не допускается изымать по данному основанию земельные участки, предоставленные гражданам для бытовых нужд.
Средства, вырученные от продажи изымаемого земельного участка, находящегося в частной собственности, передаются его бывшему собственнику, за вычетом организационных расходов. Таким образом, изъятие за ненадлежащее использование земельного участка ни в коем случае нельзя приравнять к конфискации земельных участков.
Анализ зарубежного опыта показывает, что нормативными правовыми актами иностранных государств (Германия, Голландия, Швеция, др.) также предусмотрены основания прекращения прав, в том числе права собственности, на земельные участки, используемые с нарушением законодательства. При этом следует отметить, что вопросы нормативного правового регулирования в области земельного законодательства и контроля за его соблюдением в основном возложены на органы местного управления и самоуправления.
Что касается решения вопроса целевого использования земельных участков в таких странах-членах СНГ, как Белоруссия, Украина, Казахстан, то в соответствии с земельным законодательством этих стран в качестве меры ответственности за ненадлежащее использование или неиспользование земельных участков допускается безвозмездное изъятие (фактически конфискация) таких земельных участков.