Правительственный законопроект, предусматривающий введение обязательной независимой оценки квалификации для специалистов НРС в сфере строительства, не согласуется с Трудовым кодексом, способствует образованию дефицита профессиональных кадров в строительной отрасли и повышает финансовую нагрузку на членов саморегулируемых организаций. К такому выводу пришли депутаты Госдумы на заседании профильного Комитета по строительству и ЖКХ.
В заключении комитета на представленный законопроект говорится, что в Трудовом кодексе, равно как и в законе «О независимой оценке квалификации», НОК является процедурой добровольной, а требование о её прохождении к своим специалистам может предъявлять только работодатель, что закрепляется в трудовых и коллективных договорах и прочих соглашениях на уровне предприятий. Законопроект не меняет этих законодательных актов и сохраняет за работодателем данное право.
Также депутаты отметили, что в представленной редакции законопроект лишь формально заменяет к специалистам, внесённым в НРС, требование о необходимости повышения квалификации на свидетельство о прохождении НОК, потому как сама НОК ориентирована на соответствие специалистов профессиональным стандартам, где повышение квалификации является обязательным требованием.
Исходя из того, что в нацреестрах НОСТРОЙ и НОПРИЗ на сегодняшний день значится более 300 тысяч специалистов, весомая доля которых внесена в НРС до 1 июля 2017 года (именно этих физлиц законопроект обязывает уже в 2022 году пройти независимую оценку квалификации), спрос на услугу (проведение НОК) резко возрастёт и, соответственно, спровоцирует рост её стоимости. А поскольку физлица (главные архитекторы и главные инженеры проектов) будут проходить НОК за собственный счёт, возникает риск развития дефицита профессиональных кадров в строительстве.
Также от внимания депутатов не ускользнул тот факт, что от наличия в штате квалифицированных специалистов, внесённых в НРС, зависит членство стройкомпании в СРО. Разумеется, стройкомпании будут стремиться минимизировать риск исключения из СРО по причине несоответствия их штатных специалистов новым требованиям, что по мнению депутатов, приведёт к повышению финансовой нагрузки на строителей.
Кроме того, по мнению депутатов, в законопроекте отсутствует необходимый уровень ответственности центров оценки квалификации за проведённую ими НОК, из-за чего «существует риск разрушения существующей отраслевой системы работы с персоналом и снижения уровня подготовленности кадров», что, в свою очередь, негативно скажется на качестве строительства объектов.
Что предлагают члены профильного комитета? Во-первых, «рассмотреть возможность не распространять требование о наличии свидетельства о квалификации на вновь включаемых в национальный реестр специалистов», что, по мнению комитета, «позволит минимизировать риск развития дефицита профессиональных кадров в строительстве».
Во-вторых, в статье 55.5-1 Градкодекса уточнить предмет обязательной НОК. В-третьих, уточнить требования к иностранным специалистам, которые вносятся в НРС. В-четвёртых, сократить установленные сроки для принятия решения о включении сведений в НРС и уведомления физлица об этом решении. Также комитет предлагает предусмотреть возможность обеспечения саморегулируемых организаций своевременной информацией о снижении кредитных рейтингов банков, где они размещают свои компфонды, с целью снижения рисков для сохранности последних, в связи с тем, что СРО «не являются профессиональными участниками финансового рынка» и не обязаны регулярно оценивать кредитный рейтинг кредитных организаций.
Все озвученные замечания комитет предлагает учесть при доработке законопроекта ко второму чтению. Концептуально проект комитетом поддержан. Первое его чтение должно состояться уже 26 октября.
Напомним, законопроект №1212919-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» разработан Минстроем России. Вместо требования о повышении квалификации к специалистам, сведения о которых вносятся в НРС в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, он вводит требование о прохождении ими с регулярностью в пять лет независимой оценки квалификации. Законопроект устанавливает минимальные требования к таким специалистам и уточняет их должностные обязанности. Кроме этого, документ вносит поправки в части размещения компенсационных фондов саморегулируемых организаций, интеграции Единых реестров членов СРО с Национальными реестрами специалистов, а также в порядок взаимодействия исключённых из госреестра СРО с национальными объединениями.