На этой неделе министр строительства и ЖКХ РФ лично разъяснял подрядчикам, как применять на практике федеральные документы о возможности изменения цены госконтракта на строительство в связи с удорожанием строительных ресурсов. Ситуация находится на особом контроле Минстроя, отметил Ирек Файзуллин.
«На прошлой неделе правительством принято постановление, которым устанавливается возможность вносить изменения в государственные контракты на стройку в части изменения цены контракта, Минстроем утвержден приказ № 500/пр, устанавливающий порядок обоснования изменения цены контрактов. Здесь важно не только оперативно подготовить расчеты и получить положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости, но и довести до подрядных организаций средства, потребность в которых велика сегодня», — подчеркнул министр, открывая созванное по этому случаю совещание.
В ходе совещания были даны следующие разъяснения.
Для внесения изменений должен быть соблюден ряд условий:
- изменение существенных условий контракта не должно приводить к увеличению срока исполнения контракта и цены контракта более чем на 30%;
- физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и прочие решения не должны изменяться;
- для контрактов стоимостью свыше 100 млн рублей изменения возможны только после проведения государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости. Срок проведения оценки достоверности для этих случаев сокращён до 14 дней;
- изменения контракта осуществляются путем заключения дополнительного соглашения на основании предложений подрядчика.
Порядок, утверждённый Минстроем, предусматривает 3 алгоритма расчета для контрактов. Для контрактов до 30 млн рублей расчеты выполняются на основании выборки ценообразующих строительных материалов и оборудования, закупка которых не была осуществлена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом. Это позволяет с высокой степенью достоверности определить разницу в стоимости строительных материалов и оборудования, учтенных при формировании начальной цены контракта на основании сметы, получившей положительное заключение экспертизы и их стоимостью на дату выполнения расчета. Такие расчеты не подлежат проверке достоверности определения сметной стоимости.
Расчеты для контрактов от 30 до 100 млн рублей выполняются с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости. Данный алгоритм позволяет производить расчеты по объектам со значительным количеством ценообразующих строительных материалов. Преимущество – простота выполнения расчета, так как используются только укрупненные показатели (индексы Минстроя России и Минэкономразвития России). Указанные расчеты также не подлежат проверке достоверности определения сметной стоимости.
Для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн рублей, расчет аналогичен алгоритму для контрактов от 30 млн рублей до 100 млн рублей, но эти расчеты подлежат проверке на достоверность определения сметной стоимости органами государственной экспертизы.
Изменение цены контракта возможно по тем работам, которые не приняты на дату выполнения расчета, с последующим пересчетом стоимости работ, выполненных в период от даты выполнения расчета до даты заключения дополнительного соглашения к действующему контракту. Изменение цены контракта допускается, если контракт заключен до 1 июля 2021 г. со сроком исполнения более 1 года и стоимостью не менее 1 млн рублей.
Дополнительное соглашение к контракту об изменении его существенных условий (цена и сроки) может быть заключено в пределах лимитов бюджетных обязательств по объекту, если такое изменение не приводит к увеличению срока исполнения контракта и цены контракта более чем на 30%. В этом случае дополнительного решения Правительства РФ не требуется, — само постановление № 1315 является таким решением.
Если в результате корректировки цена контракта превысила лимиты бюджетных обязательств, то дополнительное соглашение к контракту заключается после принятия решения Правительством РФ об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда.
Главам регионов РФ правительство рекомендует принять аналогичные региональные акты для того, чтобы обеспечить возможность изменения цены контракта на объектах, которые строятся за счёт региональных и местных бюджетов.
Если озвученной информации окажется недостаточно, Минстрой совместно с Главгосэкспертизой готовы и дальше вести разъяснения механизма применения постановления Правительства РФ № 1315 и Приказа Минстроя России № 500/пр, отмечают в пресс-службе Минстроя.