Мнение эксперта: Экологическая экспертиза тормозит реализацию нацпроектов в Арктике | Информационный портал «Саморегулирование»
| Мнения, Новости СРО

Мнение эксперта: Экологическая экспертиза тормозит реализацию нацпроектов в Арктике

Мнение эксперта: Экологическая экспертиза тормозит реализацию нацпроектов в Арктике

Государственная экологическая экспертиза отдаляет реализацию нацпроектов в Арктике минимум на год, — её следует проводить в рамках госэкспертизы проектов по регламенту Госэкспертизы России. Такое заявление сделал директор по комплексной экспертизе проектов ПАО «Гипротюменнефтегаз» Павел Павлов на совещании по вопросам взаимодействия Главгосэкспертизы с организациями нефтяной и газовой промышленности топливно-энергетического комплекса.

Спикер напомнил о 194-ФЗ, согласно которому проектная документация объектов, которые предполагается строить в Арктической зоне РФ, подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. Это противоречит установленному в Градостроительном кодексе принципом «одного окна», поскольку требует взаимодействия с двумя экспертизами посредством разных каналов. Помимо того, что процедура государственной экологической экспертизы четко не прописана, не включает таких базовых понятий, как замечания к проектной документации или ее корректировка, необходимость прохождения государственной экологической экспертизы значительно увеличивает срок реализации объектов капстроительства.

«Мы направили множество обращений президенту, председателю правительства РФ, в Государственную Думу, где говорили о том, что реализация всех национальных проектов в Арктической зоне приостанавливается на длительный срок. Минприроды отвечает, что проведение государственной экологической экспертизы составляет всего 60 дней и 30 дней на возможное продление, но по факту на прохождение процедуры с учетом регламента уходит не меньше года из-за обязательности проведения общественных слушаний в три этапа, и даже больше – из-за необходимости повторного прохождения экологической экспертизы после внесения изменений в проект уже Главгосэкспертизой России», — констатировал Павел Павлов.

Если процедура проведения госэкспертизы четко прописана в постановлении правительства № 145, а сама экспертиза направлена на совместную работу проектировщика, заказчика и эксперта, то к государственной экологической экспертизе есть множество вопросов, отметил Павлов. В законе отсутствует процедура взаимодействия проектировщика с экспертами в части предоставления откорректированной документации по замечаниям экспертов, а сами замечания могут быть получены только при получении отрицательного заключения. Если в Главгосэкспертизе работа осуществляется посредством АИС «Главгосэкспертиза», то при проведении государственной экологической экспертизы отсутствует специализированная оболочка по взаимодействию в электронном формате, а используемое облачное пространство при подаче документации через сайт Росприроднадзора не гарантирует безопасности интеллектуальной собственности. Наконец, непонятны требования к экспертам, уполномоченным проводить государственную экологическую экспертизу. Их квалификацию определяет начальник Росприроднадзора или регионального управления, тогда как в Главгосэкспертизе работают эксперты, аттестованные Минстроем России. При этом доля отрицательных заключений по итогам проведения государственной экологической экспертизы в 2020 году составила около 50%, тогда как по итогам работы Главгосэкспертизы России – всего 11%.

Еще один важный момент: природоохранным законодательством не установлен порядок определения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Как правило, он устанавливается с учетом сроков реализации объекта и составляет от трех до пяти лет, но положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу, как только в документацию вносятся изменения.

«Каким бы качественным ни был проект, Главгосэкспертиза внесет в него правки, и откорректированную проектную документацию нужно будет передать в Росприроднадзор для проведения повторной экологической экспертизы, и, значит, вновь проходить общественные слушания. Поскольку при повторной экологической экспертизе рассматриваются требования в области охраны окружающей среды, то после нее необходимо вновь направлять документацию в Главгосэкспертизу. В результате возникает бесконечный процесс перемещения проектной документации между экологической экспертизой и Главгосэкспертизой России. По сути, застройщик стал заложником сложившейся системы», — сделал выводы Павел Павлов.

Представители ПАО «Гипротюменнефтегаз» предложили обратиться к правительству с законодательной инициативой о внесении в законодательство нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации всех объектов капитального строительства аттестованными экспертами в рамках государственной экспертизы, проводимой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ по регламенту Главгосэкспертизы России и в сроки, не превышающие 42 рабочих дней.

Темы: , ,