Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищному строительству и ЖКХ, президент НАМИКС Елена Николаева ратует за введение системы саморегулирования в малоэтажном строительстве.
Свою позицию она озвучила на Х съезде Национального объединения строителей, а также в ответе на вопрос пресс-службы ИПС:
- Елена Леонидовна, в свое время малый бизнес и малоэтажное строительство были выведены из-под саморегулирования с благой целью: облегчить им жизнь и не заставлять тратить далеко не лишние деньги. Теперь Вы говорите, что их необходимо вернуть в лоно саморегулирования. Насколько оправдан такой шаг?
- Я в свое время, активно защищая интересы малоэтажного строительства, совершенно сознательно, на стадии становления отрасли, ратовала за то, чтобы убрать любые избыточные барьеры для строительства малоэтажного жилья — и тому были определенные предпосылки. Я напомню, что малоэтажное жилье в структуре жилищного строительства составляло тогда ничтожную долю и, более того, никто не воспринимал малоэтажное жилье как основное – его рассматривали как дачи, садовые домики и так далее.
Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Напомню, что сегодня в структуре жилищного строительства более 50% возводимого нового жилья – это жилье малоэтажное. И чем больше производится объектов малоэтажной застройки, тем больше мы получаем новых качественных и новых некачественных проектов. Каким образом защитить интересы тех граждан, которые получают некачественное жилье? А это, как правило, жилье в рамках государственных и муниципальных закупок для переселенцев из ветхого жилья, детдомовцев и т.д. Только повышением требований к строительству этого жилья.
Поэтому мы поставили вопрос, что нам необходимо очень серьезно пересмотреть нормы и требования при закупке жилья для госнужд, в том числе, и при закупке малоэтажного жилья. Более того, имеет смысл уровнять в этом случае малоэтажное и высотное жилье и в части проведения экспертизы проектной документации, и в части наличия соответствующих допусков для тех организаций, которые строят многоквартирное малоэтажное жилье с целью предоставления его для государственных программ: это жилье для ветеранов, детей-сирот, переселенцев, «чернобыльцев» и так далее. Это особые категории граждан, которые нуждаются в отдельной защите государства, потому что сами они повлиять на качество этого жилья не могут. На рынке ситуация совершенно другая: гражданин может купить или не купить жилье, в зависимости от того, как оно построено. А в рамках государственных программ мы должны выстроить систему защиты, и поэтому мы вышли с инициативой изменений и уточнений и в системе государственных закупок, и по введению минимальных требований и стандартов качества.