Общественный совет при Минстрое России озабочен дефицитом строительных кадров – от рабочих до инженеров. Проблема угрожающе распространяется на все российские регионы, где до недавнего времени на стройках массово трудились мигранты. Как справиться с ней, где взять специалистов, и что подправить в системе отечественного профессионального образования, в минувший вторник обсуждали на заседании профильной комиссии под председательством Ефима Басина.
Тема столь актуальна, что очередное заседание Комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и ЖКХ не смогли обойти вниманием ни в Минстрое, ни в национальных объединениях СРО, ни в ведущем строительном вузе страны НИУ МГСУ. Участие в заседании приняли и представители бизнеса – тех компаний, которые довольно успешно готовят кадры по своим направлениям. Ознакомиться с такими практиками и, по возможности, перенести данный опыт на регионы, — эту задачу и решали члены комиссии.
По словам замминистра строительства Дмитрия Волкова, кадровый дефицит в стройотрасли уже огромен, — только в Сибири и на Дальнем Востоке он составляет 100 тысяч строителей. Причём, если раньше компании жаловались на нехватку квалифицированных инженерных кадров и пеняли на качество подготовки в российских вузах, то теперь катастрофически не хватает рабочих рук. В связи с этим встает вопрос, как быстро и качественно подготовить для работы на стройке людей, которые в силу «коронакризиса» теряют работу в других отраслях экономики.
По мнению замминистра, вузам, колледжам, учебным центрам и организациям дополнительного профессионального образования следует разработать краткосрочные, но качественные программы обучения строительным специальностям, а для подтверждения уровня профессионализма новых кадров логично использовать систему независимой оценки квалификации. Именно такой проект сейчас реализуют в Кузбассе, и было бы неплохо тиражировать его на всю страну.
«Главное, что шаг за шагом к коллегам приходит понимание, что важно не просто обучать людей, а обучать их под конкретного работодателя и даже под конкретный проект, — отметил Дмитрий Волков. — Именно такая возможность переподготовки высвобождающихся в других отраслях специалистов способна, во-первых, ликвидировать дефицит рабочих кадров на стройках без избыточного привлечения мигрантов, во-вторых, не допустить потенциальную безработицу и социальную напряженность. Уверен, что тот, кто первым реализует подобную модель в полной мере, тот и выиграет. В Кузбассе мы попробуем сделать это в рамках создания центра опережающей профессиональной подготовки для строек Сибири и Дальнего Востока».
Впрочем, в стране немало компаний, имеющих собственные учебные центры, где обучают и повышают квалификацию специалистов строительной сферы. Правда, занимаются этим в основном представители производственной сферы – для продвижения на рынке своей продукции. Компания «КНАУФ», например, в своей Академии ежегодно обучает до 15 тысяч желающих познать секреты сухого строительства. При этом компания активно сотрудничает с НОСТРОЙ и НОПРИЗ по разработке образовательных и профессиональных стандартов и внедряет в учебный процесс передовые цифровые технологии.
Обсуждали на заседании и возможность предоставления льгот компаниям, обучающим строительным специальностям. В Москве, например, городское правительство компенсирует компаниям расходы на обучение своих сотрудников, и этот опыт показателен для остальных регионов. В ходе заседания было предложено составить реестр компаний, имеющих учебные центры, предложить им подключиться к обучению кадров для отрасли, а перед правительством поставить вопрос о поддержке таких компаний, в том числе, в части налоговых льгот.
О поддержке и возможных льготах при поступлении в вузы и колледжи абитуриентов, которые побеждали или занимали призовые места во всероссийских строительных конкурсах, рассказала членам комиссии ответственный секретарь СПК в сфере изысканий и проектирования Надежда Прокопьева. В отличие от победителей олимпиад, победители всероссийских и международных строительных конкурсов при поступлении вузы и колледжи не имеют никаких преференций. Вносить поправки в действующие документы Минобразования, по словам Прокопьевой, – путь тернистый и долгий, а вот профильные вузы могли бы по собственной инициативе (и они имеют на это право) давать дополнительные баллы при поступлении победителям профессиональных конкурсов.
Вопрос о подготовке предложений по законодательному закреплению льготного поступления талантливой молодёжи в профильные вузы и колледжи комиссия включила в план работы на 2021 год. А замминистра Дмитрий Волков предложил обсудить эту тему на совместном совещании с представителями профильного министерства.