Новая Федеральная служба по аккредитации, окончательно одобренная правительством в середине ноября, на первом этапе должна вобрать полномочия шести действующих органов исполнительной власти — Минрегиона, Россельхознадзора, Федерального агентства связи, Ростехрегулирования, Роспотребнадзора и Федерального агентства железнодорожного транспорта. В интервью корреспонденту РБК daily Анастасии Литвиновой свеженазначенный глава Росаккредитации САВВА ШИПОВ рассказал, чем будет заниматься служба.
-
Ваше назначение на должность главы Росаккредитации было подписано 17 ноября, однако перемены в вашей работе стали общеизвестны лишь на прошлой неделе. Насколько неожиданна была для вас такая переквалификация?
— С одной стороны, это предложение было достаточно неожиданным, поскольку работа в должности руководителя федеральной службы функционально отличается от той, которой я занимался в министерстве. С другой стороны, в качестве директора департамента Минэкономразвития я отвечал за определение государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере аккредитации, так что эта тема мне более чем близка. Фактически я поменял кабинетную работу на «работу в полях». Говоря чиновничьим языком, поменял нормотворчество на правоприменение. Мне будет очень интересно реализовать на практике те вещи, которые в Минэкономразвития мы разрабатывали в теории.
-
Каким делом вы завершили работу в МЭР?
— Как раз сегодня Совет Федерации рассматривает разработанный министерством законопроект — об ответственности чиновников за нарушение правил предоставления госуслуг. Я считаю, что его принятие существенно повлияет на качество взаимодействия чиновников с гражданами. Мы как Росаккредитация будем теперь попадать под действие этого закона и, надеюсь, сможем реализовать на практике его главную идею — не допустить нарушений при оказании госуслуг.
-
А чем конкретно будет заниматься служба?
— По сути — подтверждением компетенции в области оценки соответствия и предоставлением прав (органам по сертификации, лабораториям, испытательным центрам и другим организациям) выдавать сертификаты и подтверждать соответствие товаров и услуг определенным требованиям по качеству, безопасности и т.д. Часто под аккредитацией понимаются иные вещи. Поэтому сразу оговорюсь: служба не будет заниматься аккредитацией вузов, медучреждений или журналистов.
Фактически мы передаем часть функций в области обеспечения безопасности на аутсорсинг организациям, обладающим экспертным потенциалом.
Раньше аккредитацией занимались различные органы исполнительной власти. Единой и четкой системы аккредитации не было. По сей день где-то действуют старые нормативно-правовые акты, а где-то их вообще нет, и система работает на основании каких-то договоренностей, поручений и писем. Плюс ко всему есть товары и услуги, относящиеся одновременно к нескольким сферам. Получается, что производитель вынужден подтверждать соответствие своего товара сразу в нескольких аккредитованных органах, а органы, в свою очередь, вынуждены аккредитовываться в нескольких системах. Естественно, это и финансовые, и временные издержки. Мы планируем выстроить систему работы в области аккредитации так, чтобы она была максимально прозрачной, четкой и эффективной для всех участников процесса.
Кроме того, очень важно, чтобы наши сертификаты и протоколы испытаний признавались на международном уровне. Со вступлением в Таможенный союз это становится особенно актуальным. Поскольку сейчас российская система не соответствует международным стандартам, мы получаем дополнительные риски для экономики: наши партнеры из Белоруссии и Казахстана более активно интегрируются в международную систему.
-
Каков сейчас объем рынка аккредитации? Как вы считаете, какое количество организаций должно работать в сфере аккредитации?
— Рынок аккредитованных организаций очень широкий. Сейчас работает около 15 тыс. организаций. Если говорить о динамике, то за три квартала 2011 года было аккредитовано около 4 тыс. организаций. При том что аналогичные цифры за прошлый год были значительно ниже.
Что касается вопроса о необходимом количестве организаций — вы меня подталкиваете к тому, чтобы я ответил: «Дойдем до такой-то цифры и остановимся». Этого не будет. Регулировать количество аккредитованных организаций должны не чиновники, а рынок. Наша задача — регулировать не количество организаций, а качество их работы.
-
Как именно?
— Мы должны будем организовать контроль за тем, как работают аккредитованные организации. Проверять компанию будет не госслужащий, а независимый эксперт или независимая организация, обладающие нужными компетенциями. Разумеется, до того как их допустят к этой работе, они придут в проверяющий орган, то есть к нам, и пройдут необходимые для начала работы процедуры. Мы будем участвовать в контрольных мероприятиях и принимать по их результатам окончательные решения.
Получается, если хотите, своеобразный слоеный пирог из компетенций. И у всех есть стимулы. В первую очередь материальные. Сейчас аккредитация в среднем стоит около 200 тыс. руб. То есть три квартала этого года можно оценить в 800 млн руб. Если говорить о компаниях, которые приходят за сертификатом, то рынок еще больше — по экспертным оценкам, около 800 млрд руб. При этом все участники рынка будут заинтересованы работать честно: если мы найдем нарушение, то организация лишится работы и, следовательно, дохода.
К сожалению, сейчас большинство экспертных организаций связаны с органами власти, поэтому на рынке возникает определенная монополия. Думаю, что увеличение количества независимых организаций, обладающих достаточным экспертным потенциалом, а также независимых экспертов благоприятно скажется и на качестве проводимой аккредитации, а следовательно, и всей инфраструктуре обеспечения безопасности и качества.
Есть, конечно, и альтернатива: когда непосредственный контроль за аккредитованными организациями осуществляет государственный орган, в котором работают тысячи чиновников, которые каждый раз сами выезжают проверять и аккредитовывать… А если эту тему довести до абсурда, то это десятки тысяч чиновников, которые никого не аккредитуют, а сами подтверждают соответствие продукции… Я думаю, что это не наш путь, тем более что и опыт наших европейских партнеров ориентирован на аутсорсинг государственных функций.
-
Когда премьер Владимир Путин озвучил идею Росаккредитации, он отметил, что введение этого органа поможет сократить численность госслужащих. Действительно ли это произойдет?
— Одной из задач нашей службы является аккредитация независимых экспертов, привлекаемых органами исполнительной власти к осуществлению контрольных функций. Эта работа в перспективе позволит оптимизировать численность госслужащих, проводящих проверки. В любом случае сокращение численности не будет единовременным, это будет происходить постепенно. Я уверен, что многие ведомства опасаются подобных перемен, да и бизнес относится к этому настороженно — никто не хочет революций. Главная задача на первом этапе — отсутствие потрясений для бизнеса. К тому же необходимо модернизировать законодательство и принять закон об аккредитации — своеобразный скелет, на котором все должно держаться. Мы за эволюционный путь развития системы.
-
Аккредитация — лакомый кусочек для чиновника. Как будете бороться с коррупцией внутри службы?
— Это одна из важнейших задач для меня лично. Будем большое внимание уделять подбору персонала. Надеюсь, это поможет минимизировать риски.
-
Сколько будет получать чиновник? Достаточно, чтобы не брать взятки?
— Столько же, сколько и все чиновники, — примерно 30—40 тыс. руб. Вопрос брать или не брать взятки — это же не вопрос зарплаты (в этом смысле взяточник никогда не будет получать «достаточно»). Мы будем бороться со взяточничеством за счет изначальной мотивации тех, кто приходит работать в Росаккредитацию, на карьерный рост и личностное развитие.
-
Каков общий бюджет службы?
— Очень скромный. По сути, это фонд оплаты труда и необходимая для работы материально-техническая часть. В общей сложности 120 млн руб. в год.
Обсудить на форуме