Ирек Файзуллин: «Мы все должны говорить на одном языке» | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 29/08/2021

Ирек Файзуллин: «Мы все должны говорить на одном языке»

В Минстрое России ждут обновления Государственной Думы: уже в осеннюю сессию парламентариям предстоит рассмотреть и, как рассчитывают в министерстве, принять несколько законопроектов, важных для отрасли. О взаимодействии главного строительного ведомства страны с уходящим депутатским корпусом и о том, что оно ждет от новых народных избранников, в интервью «Стройгазете» рассказал глава Минстроя России Ирек Файзуллин.

 - Ирек Энварович, как бы вы оценили успехи вашего ведомства по принятию законопроектов за прошедшие пять лет? С какими профильными комитетами Госдумы складывалась наиболее комфортная совместная работа? Все ли получилось, что хотелось реализовать, и чего не хватало при работе с парламентариями?

 - Во-первых, хотелось бы поблагодарить весь депутатский корпус за сотрудничество: совместно с депутатами нам много всего удалось сделать для отрасли и улучшения жизни людей. Только в прошлом году было принято более 100 знаковых для отрасли законов. По сути, на думской площадке нам довелось проходить самые сложные этапы в истории стройотрасли, но вместе с законодателями мы двигались вперед, открывая новые возможности для граждан и бизнеса. И если пять лет назад, когда уходящий состав нижней палаты парламента был избран, наше министерство только приступало к большим знаковым проектам, то сегодня можно смело говорить о значимых результатах и достижениях на этом пути.

Так, в 2015-м наше министерство приступило к выполнению совершенно новой тогда задачи — формированию комфортной городской среды. А сейчас эта программа стала частью национального проекта, и благоустройство идет по всей стране. В этом году, например, планируется благоустроить более 5 тыс. общественных территорий и почти 5,5 тыс. — дворовых. Результат налицо: страна приобретает новый, современный облик, о наших городах стали говорить за границей, в мировых рейтингах комфортной среды все чаще появляются не только Москва с Санкт-Петербургом, но и целый ряд других городов России.

Причем в этой работе наша ключевая задача — включать в процесс принятия решений по благоустройству самих жителей: ведь в конечном счете только они знают, что им нужно, чего не хватает, чтобы их город стал комфортнее. И здесь помощь депутатского корпуса, выражающего мнения избирателей, также важна.

В последние годы особый упор делается на развитие инфраструктуры — создание современных и качественных транспортных, инженерных и социальных объектов, без которых невозможно формирование комфортного жилья и развитие городов. Здесь ключевое достижение в нашем сотрудничестве с законодателями, которое я специально хотел бы отметить, — то, что в прошлом году принят один из знаковых для отрасли законов о комплексном развитии территорий (КРТ). Он позволит решить комплекс задач: увеличение объемов строительства, обновление городской застройки, обновление и развитие городской инфраструктуры, повышение эффективности использования территорий. Словом, механизм КРТ обеспечит развитие жилых территорий и их комплексное благоустройство с учетом мнения граждан, создаст новые центры притяжений.

Сейчас идет работа по вовлечению в жилищное строительство тех земель в городах, включая промышленные зоны, которые неэффективно используются. Это, безусловно, позволяет повысить эффективность городского развития и станет хорошим подспорьем для развития отрасли.

Закон о КРТ поможет и в решении вопросов с аварийным жильем. Новое законодательство дает регионам необходимые полномочия и инструменты, благодаря которым они смогут как самостоятельно, так и с привлечением внебюджетных источников обновить городскую застройку.

Кроме того, пять лет назад мы только начали работу по цифровизации в строительстве, внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ) — а в этом году уже запустили общероссийский ТИМ-ориентированный классификатор строительной информации. И вот результат: благодаря активному участию депутатов сформирована необходимая база для внедрения новых технологий, создан классификатор, а со следующего года ТИМ станет обязательным для всех госстроек. Сегодня уже очевидно, что нужно по максимуму оцифровать всю стройку.

И еще одна немаловажная проблема начала решаться за эти годы. С самого начала существования министерства стояла задача снижения административных барьеров. Если пять лет назад мы говорили, что строительный цикл занимает годы и основной задачей является уход от восприятия инвестиционно-строительного цикла как «лабиринта», то к 2030 году мы должны прийти к конкретному осязаемому результату: «От идеи до начала строительства — 7 дней».

Это лишь малая часть решаемых сегодня задач в работе Минстроя, и ни в одной из этих тем мы не остаемся один на один с проблемой. Каждая ситуация — от масштабной задачи максимально эффективного освоения территории до механизмов поддержки отдельных категорий граждан — прорабатывается совместно с депутатами, с профессиональным и экспертным сообществами.

Особый вклад в реализацию новых функций (при том, что наше министерство довольно молодое, в сферу его деятельности входит широкий ряд направлений и задач) вносит тесное взаимодействие с профильными комитетами Госдумы: мы активно сотрудничаем с комитетами по транспорту и строительству, по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ), по бюджету и налогам и по энергетике. Также нельзя не отметить совместную работу с комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Продолжительная работа «бок о бок», совместный опыт помогают нам выстраивать максимально конструктивный диалог и даже для самых сложных ситуаций находить оптимальные решения.

Так, например, многие в министерстве сегодня помнят, как вместе с депутатами и комитетом по транспорту и строительству искали пути решения для обманутых дольщиков: лицом к лицу сидели с представителями пострадавших покупателей жилья и искали выход из каждой ситуации. Законопроект проходил тогда серьезное обсуждение в правительстве, с законодателями, с экспертным сообществом. И когда он стал законом, это, пожалуй, можно назвать одним из ключевых решений для отрасли. Этот закон стал надежной защитой для граждан. Как итог, уже сейчас мы видим результат этой работы: более 60% жилья строится по новым правилам — и этот показатель увеличивается от месяца к месяцу, а объем средств, размещенных на счетах эскроу, составляет около 2 трлн рублей.

 - Какие основные достижения в отрасли и внутри ведомства можно отметить? Что бы вы назвали главным успехом по своему направлению работы?

 - Одним из самых больших достижений считаю темпы жилищного строительства. Мы смогли обеспечить максимальную и регулярную поддержку для отрасли со стороны государства — льготные ипотечные программы, механизмы для развития инфраструктуры, проектное финансирование, субсидирование низкомаржинальных проектов. Благодаря этому мы смогли не только завершить прошлый год с положительной динамикой по вводу жилья, но и ставить амбициозные задачи с долгосрочной перспективой — более 10 лет.

Особенно приятно отмечать успехи в работе по сокращению обязательных требований в строительстве. Эту работу мы ведем постоянно, стараясь максимально упростить и сократить инвестиционно-строительный цикл. В 2020 году нам удалось уменьшить количество обязательных требований в строительстве на 30%. Это знаковое событие для отрасли, но не исчерпывающее решение, поэтому в этом году при поддержке правительства дополнительно сократили еще на 30% количество обязательных требований, новый перечень вступит в силу уже с 1 сентября. Здесь важно отметить, что снижение обязательных требований происходит без ущерба для качества и безопасности.

Отдельным направлением в оптимизации строительного процесса является совершенствование технического регулирования и, в частности, системы стандартизации. За прошлый год мы разработали 66 новых сводов правил и 87 новых стандартов. Для обеспечения своевременного технологического обновления строительного комплекса и оперативного реагирования на изменения и в отрасли, и в мире система нормативных документов в строительстве должна быть гибкой. По этой причине работе по совершенствованию нормативно-технической базы мы уделяем особое внимание. Помимо сокращения сроков, целью этой работы является, конечно же, повышение качества и безопасности создаваемых объектов и в некоторых случаях — снижение стоимости работ.

Мы вообще стремимся к качественному скачку с точки зрения цифровизации отрасли: без этого невозможно достичь показателей «цифровой зрелости», определенных в рамках национальных целей развития. За последние годы для решения этой задачи мы начали переход на ТИМ, работу над Государственной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности РФ и модернизацию ГИС ЖКХ.

Одним из важнейших для себя направлений работы в министерстве считаем развитие инфраструктуры. Президент поставил задачу работать так, чтобы улучшение жилищных условий получали не менее 5 млн семей ежегодно. Понятно, что без развития и модернизации инфраструктуры транспортной, коммунальной, инженерной нам этих задач не решить. Разработанные на сегодня инструменты государственной поддержки позволят обеспечить максимально широкое формирование качественной инфраструктуры в регионах. Речь идет об инфраструктурном меню — это инфраструктурные облигации, бюджетные кредиты и средства Фонда национального благосостояния, инструменты, внедрение которых сегодня активно поддерживается кабмином. И, наконец, самым важным нашим достижением считаю работу сплоченной и профессиональной команды министерства. Многое было бы невозможно без профессионализма каждого отдельного сотрудника Минстроя.

 - Очевидно, что для министерства большая часть работы связана с грамотной проработкой документации. Но у вас лично бывали случаи, когда вы, так сказать, видели «живое доказательство» того, что министерская работа — не просто документы, а то, что повышает качество жизни людей, меняет ее к лучшему? Что вас впечатлило больше всего при виде того, как принятые решения воплощаются в жизнь?

 - Когда я езжу в регионы, то больше всего в глаза бросаются большие шаги, сделанные в благоустройстве. И территории, застроенные по стандарту комплексной застройки, конечно.

А начиналось все пять лет назад — и как раз с так называемых «бумаг»: планов, проектов, расчетов. Сейчас уже видны значимые результаты, практический итог проводимой системной работы: построены и продолжают строиться парки, скверы, набережные, детские и спортивные площадки, большая работа идет по благоустройству дворов. И все это преображение идет на тысячах территорий!

Важно и то, что люди сами решают, как преобразить города, в которых они живут. По данным рейтинговых агентств, сегодня 93% жителей нашей страны признают наиболее важной программу создания комфортной и безопасной городской среды. Эта цифра показывает нам ту общественную ценность, которая с самого начала была заложена в проект. Поэтому ключевым условием качественных изменений городской среды является вовлеченность жителей в процесс. Люди всегда с удовольствием готовы участвовать, если понимают, что могут повлиять на то, как будет выглядеть их родной город. Они выбирают, какие объекты будут благоустроены и какие общественные пространства появятся в их городе. Пришло понимание, что сейчас они действительно могут менять ситуацию, влиять на решение. Одним словом, создаются новые центры притяжения, новые точки роста городов.

Вместе с тем активно развивается городское волонтерство, создана общероссийская платформа по формированию комфортной городской среды, позволяющая максимально упросить участие граждан в жизни города и сделать так, чтобы городская среда отвечала потребностям самых разных групп жителей.

Но и в рамках проектов благоустройства, и в рамках современных проектов жилищного или инфраструктурного строительства с каждым годом становится все тяжелее выделять отдельные проекты. Мы постоянно на связи с регионами. Каждую неделю на оперативном совещании в министерстве рассматриваем ход реализации нацпроекта по жилью и комфортной городской среде в отдельных регионах, даем обратную связь и рекомендации. Несколько раз в неделю я лично и мои заместители встречаемся с губернаторами, детально обсуждаем ситуацию по стройке и ЖКХ в субъектах. Регулярно выезжаем и на места в регионы. Здесь важно держать руку на пульсе: все-таки перед нами стоят масштабные цели, определенные главой государства. И, знаете, могу отметить: с каждым годом мы видим все более качественные объекты, в которых эффективно осваивается территория и создаются максимально комфортные условия для жизни.

 - А ваши сотрудники ощущают эту отдачу?

 - Конечно, ощущают. Всегда приятно, когда ты видишь уже фактический результат сделанного, готовые объекты, а не картинки или проекты. Сегодня даже на уровне министерства мы активно развиваем системы, позволяющие людям участвовать в формировании и благоустройстве среды вокруг них, создавать то, что им необходимо в конкретном месте.

Мы работаем с крайне чувствительными сферами. Жилье, ЖКХ — это базовые потребности людей, то, что определяет ежедневную жизнь. И мы всегда практически моментально получаем обратную связь по своим решениям и действиям, особенно при чрезвычайных ситуациях. Вот, например, мы занимались ликвидацией паводка в Иркутской области, некоторые наши сотрудники жили там на месте месяцами, чтобы жители смогли встретить Новый год в новых квартирах со всеми коммуникациями.

Да, конечно, у нас есть много вопросов, требующих решения, — в том же ЖКХ. Но здесь, знаете, важно понимать, что между принятым решением и, к примеру, конкретным построенным объектом, который обеспечит тысячи людей водой, должно пройти время. Невозможно, к сожалению, решить вопрос и построить в тот же день, когда принято решение. Но положительный эффект от реализации каждого проекта — это то, что все сотрудники министерства могут в определенной степени оценить как свою собственную заслугу. Знаете, когда мы выполняем какую-то задачу в срок и хорошо, люди получают огромный заряд на дальнейшую работу. Это важно, когда ты видишь, что люди, после пожаров и наводнений лишившиеся жилья, вновь обретают дом, в организацию строительства которого ты вложил много сил. Это лучшая мотивация.

 - Государственное управление — сложная профессиональная сфера. Ее эффективность определяют прежде всего люди — госслужащие. Какие меры, какие решения принимаются на уровне министерства, что уже предпринимается и будет сделано, чтобы эффективность госуправления во вверенной вам сфере повышалась?

 - Здесь, конечно, все решает профессиональная команда. Мы входим в эру цифровой экономики, и наши сотрудники должны мыслить в рамках ее возможностей: формировать сверхновые решения и менять процессы. Но в основе всего нового должно лежать понимание потребностей граждан. Поэтому сегодня мы начали создавать более гибкую, высокотехнологичную систему управления, основанную на данных, выстраиваем процессы взаимодействия с потребителями государственных услуг. Идет переподготовка управленческих кадров, их обучение в рамках нацпроекта «Кадры для цифровой экономики». И учатся не только сотрудники министерства, учатся все, в том числе региональные власти. Мы все должны говорить на одном языке.

Обучение, повышение компетентности кадров — это вообще тот акцент, который мы стараемся делать повсеместно. Так, например, сейчас, когда использование ТИМ становится обязательным, мы запустили образовательную программу по этой технологии на платформе Университета Минстроя России. Министерство регулярно участвует и инициирует проекты по развитию молодежи. Мы понимаем, что без высококвалифицированных кадров невозможно не только успешное будущее отрасли, но и ее эффективное регулирование и координация.

 - В 2020 году правительство приняло решения по повышению эффективности органов исполнительной власти. В результате новые ресурсы направлены на повышение оплаты труда государственных служащих. В чем именно это выражается применительно к вашему ведомству?

 - По всей стране идут структурные изменения для оптимизации процессов, повышения эффективности ведомств. Сегодняшний пул задач, решаемых Минстроем, многократно превышает то, что было пять лет назад. И это вопрос не только Минстроя — вообще жизнь и все процессы ускоряются, нужны решения здесь и сейчас. У нас появились новые проекты, функции, система единого госзаказа и многое другое. Даже сама структура ведомства менялась за это время неоднократно.

У нас ведь разговор начистоту? Конечно, и нагрузка на людей выросла значительно. В целом все эти трансформации — они ведь делаются вот этими самыми обычными людьми. Многие сотрудники в министерстве в прямом смысле слова работают на износ, практически круглосуточно. Мы стараемся мотивировать их: проводится ежегодная индексация зарплат, идет обучение и повышение компетенций, обеспечивается карьерный рост. Индексация заработных плат рабочих, занятых на стройке, за последний год прошла практически во всех регионах и выровнялась со среднерегиональными.

Большое значение имеет и авторитет ведомства. Мы работаем над повышением привлекательности Минстроя на рынке труда. И вообще мы сейчас проводим большую работу по повышению престижа работников стройотрасли. Мы все нацелены на общий результат.

 - Пандемия коронавируса бросила серьезные, а подчас и критические вызовы во многих сферах нашей жизни, но прежде всего, конечно, в области защиты здоровья. Как ваше ведомство справляется с этой напастью? Как обстоят дела со здоровьем сотрудников?

 - Я бы тут говорил не только о сотрудниках министерства, а обо всех строителях. У нас в стройке и ЖКХ работает почти 8 млн человек. Так вот, прошлый год нам всем показал, что здоровье — это главное, и пандемия заставила нас принимать меры в отношении всех этих людей. У каждого ведь свои обстоятельства, кто-то сам находится в группе риска, у кого-то родители, дети, семья — все очень индивидуально. Мы должны были создать для них безопасные условия работы. Минстрой России вместе с профессиональным сообществом утвердил тогда стандарт, регламентирующий работу строительных компаний в условиях коронавирусной инфекции.

У нас в приоритете персонализированный подход. Если человек — часть команды, то он не должен оставаться один в тяжелой ситуации и может рассчитывать на поддержку коллег и руководства. Вот буквально недавно несколько человек у нас болели, болели тяжело, лежали в больнице. Сейчас рассказывают своим коллегам, как это было. Но у них все еще этап восстановления. Как можем, стараемся помогать, поддерживать их.

Честно могу сказать, эти случаи напугали каждого из нас. Но в целом мы уже научились работать по-новому, эффективнее, часто используем совещания по ВКС, большое количество вопросов решается удаленно. В министерстве вообще по мере возможности широко практикуется удаленная работа. Силами аппарата организована возможность добровольной вакцинации, а также сдачи ПЦР-тестов. И мы сохраним эти возможности на столько, на сколько понадобится с учетом эпидемиологической обстановки.

 - Сегодня в России 54 млн граждан являются получателями господдержки в разных формах. Как конкретно это отражается на вашем ведомстве?

 - Большая часть проектов, реализуемых министерством, по сути, является следствием тех мер поддержки, что стали доступны для всех граждан нашей страны. Несколько показательных цифр: более 915 тыс. семей улучшили свои жилищные условия благодаря господдержке, многодетные семьи получили возможность погашать часть ипотечного кредита — до 450 тыс. рублей. Семейная ипотека предоставляется под 6% — это практически самая низкая ставка, которая была когда-либо.

Особое внимание уделяется обеспечению людей качественной питьевой водой. По итогам 2020 года доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем центрального водоснабжения, в городах достигла 93,5%. Идет выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе молодых ученых и молодых семей. Люди получают сертификаты на покупку жилья. Только за 2020 год около 28,3 тыс. семей, относящихся к льготным категориям граждан, улучшили жилищные условия с помощью господдержки. Многодетным семьям выделяются земельные участки. Для отдельных категорий предусмотрены субсидии по оплате коммунальных услуг.

 - В сентябре предстоят выборы в Госдуму. Над чем Минстрою предстоит работать уже с новым составом депутатов? Что бы Вы хотели изменить в совместной работе?

 - Перед стройкомплексом сейчас стоят большие задачи. Как отметил президент Путин, стройка — это локомотив роста экономики в целом по стране.

Мы идем сегодня к сокращению строительно-инвестиционного цикла: стоит задача уменьшить его не менее чем на год. Здесь необходима будет соответствующая законодательная проработка.

Много вопросов по ЖКХ. Перед отчетом председателя правительства РФ я встречался со всеми нашими профильными комитетами — и у каждого комитета были вопросы по ЖКХ, требующие комплексных решений. А вот, к примеру, с газификацией мы за последний год зримо продвинулись вперед.

Некоторые вопросы, как, например, крайне сложный вопрос с апартаментами, нам еще предстоит решать совместно с новым депутатским корпусом.

 - Предстоящие выборы — особенные. Поправки в Конституцию России значительно усилили роль депутатов, которые будут влиять на персональный состав правительства, включая состав федеральных министерств. Каким, по вашему мнению, должен быть портрет эффективного госслужащего и эффективного депутата? Каким должен быть основной набор их компетенций, личных качеств, ценностных установок?

 - Тут ведь не столько важно, кто ты — депутат или госслужащий. Думаю, наши граждане прежде всего хотят видеть в каждом из нас людей — и людей неравнодушных. Это может странно прозвучать, но госслужащие — это ведь, прежде всего, тоже люди, те же граждане, которые ходят по той же земле, у которых абсолютно те же проблемы, что у всех прочих. У кого-то дома трубу прорвало, у кого-то капремонт — всякое бывает! Но у нас, госслужащих, важно понимание: куда мы движемся, какие задачи ставим, что принесет наше решение, какие реальные проблемы людей будут решены. Поэтому на всех нас возложена большая ответственность.

У бизнеса, к примеру, другие цели — это, в основном, извлечение прибыли из своей деятельности. Но! Здесь хотелось бы отметить явственно наблюдаемый поворот бизнеса в направлении социальной ответственности. Хотя бы даже на примере наших благоустроенных территорий.

Мне кажется, мы все становимся сегодня человечнее, и все чаще в обществе нашем проявляется эта личная миссия заботиться о ближнем.

Для отраслевых же министерств очень важно слышать представителей своей сферы: бизнесменов, экспертов — это, кстати, те же граждане. У нас это взаимодействие идет через Общественный совет, профильные объединения вроде НОСТРОЙ, НОПРИЗ. Многие решения, которые мы принимаем, — очень специфичные. Например, в сфере ценообразования, технического регулирования, закупок и так далее. Но они создают современную среду для бизнеса, новые рабочие места, новые проекты. Это сказывается на жизни всей страны.

Что касается компетенций, то сегодня экономика стремительно меняется, и нужно успевать учиться. Как сказал премьер-министр, в современной политике добиться устойчивых качественных изменений сможет только тот, кто создаст сильную сплоченную команду, которая будет нацелена на достижение высоких результатов. Именно это сегодня мы и делаем в нашем министерстве.

 - Что бы вы пожелали новому депутатскому составу?

 - Я в ноябре 2020 года вступал в должность уже по новым правилам. Может быть, по этой причине для меня так очевидна необходимость совместной, взаимодополняющей работы каждого из ведомств и правительства в целом с Госдумой. Думаю, именно в синхронизации действий и целей различных ветвей власти и лежит путь к эффективной государственной политике. При главном, конечно, условии, что адресатом всех усилий должен быть человек. Миссия депутатов здесь — подсказывать нам и направлять нас в сторону реальных запросов граждан.

Депутатам будущего созыва, конечно же, хотелось бы пожелать оправдать ожидания тех, кто поверит в них и отдаст им свои голоса. Наверное, это то ощущение, с которым они будут избираться, и пусть оно приведет их к успеху в работе на благо общества.

 - Пойдете ли сами на предстоящие выборы? Почему вы считаете важным принять участие в голосовании?

 - Отдать свой голос — это важно! Знаю, что в некоторых западных странах есть даже система штрафов, если ты без уважительной причины не принял участие в голосовании. И, мне кажется, в обществе сейчас ощущается запрос на причастность и ответственность. Я пойду отдать свой голос ровно по этой причине: мне важно быть в своей жизни не просто наблюдателем, а участником процесса, реализовать все возможности, которые даны для формирования будущего нашей страны.

 - Что для вас как для избирателя является важным при принятии решения? За что вы лично планируете голосовать?

 - Сейчас для меня депутаты — это, в первую очередь, коллеги, с которыми нам предстоит вместе вырабатывать законодательные инициативы, напрямую влияющие на развитие отрасли строительства и ЖКХ. Как я уже говорил, сферы, с которыми мы работаем, крайне чувствительны; принимая любое решение, мы должны быть уверены, что оно позволит людям чувствовать себя спокойно и не станет для них потрясением. Поэтому, конечно, во многом я буду делать ставку на стабильность и возможность выстраивания эффективной совместной работы.

Источник: «Строительная газета»

Темы: , ,


Обсудить на форуме