Николай Сорокин: Энергоаудит – один из основных интеллектуальных инструментов повышения энергоэффективности | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 26/11/2012

Николай Сорокин: Энергоаудит – один из основных интеллектуальных инструментов повышения энергоэффективности

Энергоэффективность уже более трех лет является одним из государственных приоритетов современной России. Однако реализация отдельных положений ФЗ №261 «Об энергосбережении…», принятого в 2009 году, до сих пор представляется затруднительной. О важности и перспективах данного направления SROportal беседовал с директором филиала СРО НП «ЦОС «Сфера-А» Николаем Сорокиным.

Сорокин Николай Олегович- Николай Олегович, насколько актуальными, на ваш взгляд, являются для нашей страны вопросы энергоэффективности и энергосбережения?

- Процессу энергосбережения и повышения энергетической эффективности, начиная с 2009 года, в нашей стране уделяется особое внимание. Толчком в этом направлении послужил Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который обсуждают со дня его выхода. Едва ли найдется специалист, который бы однозначно сказал, что он согласен даже с большей частью того, что написано в этом документе. Тем не менее, благодаря данному закону в нашу жизнь прочно вошли десятки новых понятий. Например, «обязательное энергетическое обследование предприятий», или энергоаудит. Перечень объектов, подлежащих обследованию, требования к компаниям, призванным провести аудит, энергоаудиторские СРО, система цен и штрафов – в законе четко указаны направления к действию.

Должен отметить, что за три года мы смогли добиться многих очень важных целей, однако то, что прописано законом, на практике оказалось не всегда выполнимым. Например, возникают проблемы с энергетическими паспортами, формы и назначения которых до сих пор многим непонятны. Министерство энергетики пока приняло лишь десятую часть всех подготовленных паспортов. А это значит, что нет четких требований к тому, каким должен быть паспорт, кто его утверждает и какое значение имеет этот документ.

В целом, на фоне низкой профессиональной подготовки специалистов, слабой информационной обеспеченности населения, отсутствия единой методической базы и несовершенства законодательства, реализацию многих положений ФЗ №261 следует признать не вполне удачной. Другими словами, мы оказались не подготовленными для вступления в новый этап. Этап рационализации использования энергетических ресурсов, то есть уменьшения их расхода при сохранении полезного эффекта.

- Как идет процесс энергетического обследования предприятий, обязанных согласно ФЗ №261 «Об энергосбережении…» пройти энергоаудит до конца текущего года? Уже сейчас очевидно, что многие компании не успеют пройти подобное обследование. В чем, на ваш взгляд, причина такой задержки?

- Действительно, требования ФЗ №261 по проведению обязательных энергетических обследований до конца 2012 года, скорее всего, не будут выполнены. За истекшие 3 года Минэнерго России приняло и зарегистрировало только порядка 2,5 тысяч из  примерно 25 тысяч присланных энергетических паспортов, в то время как количество объектов, подлежащих таким обследованиям, превышает 1 миллион.

На мой взгляд, организация проведения энергетических обследований в России сталкивается с рядом организационных и административных проблем. Имеются проблемы недостаточной квалификации и опыта энергоаудиторов, инструментального оснащения их деятельности. Немало проблем возникает и в связи с неотработанностью процедур представления энергетических паспортов в Минэнерго, формированием программ энергосбережения.

Кроме того, сегодня отсутствует единый государственный орган, ответственный за разработку и реализацию государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как показала трехлетняя практика реализации ФЗ №261, наделение ряда федеральных органов исполнительной власти отдельными функциями выполнения требований закона не дает ожидаемого результата.

Кроме того, конечно же, требуется серьезная системная подготовка энергоменеджеров для различных отраслей российской экономики.

В итоге, сложилась парадоксальная ситуация: энергоаудит – один из основных интеллектуальных инструментов повышения энергоэффективности. А энергоэффективность, в свою очередь, заявлена государственным приоритетом. Казалось бы, власти должны максимально способствовать становлению добропорядочного бизнеса в сфере энергетических обследований. Впору говорить о государственно-частном партнерстве. Но пока мы не видим от властей шагов в этом направлении.

- Сколько компаний в России сейчас оказывают услуги в сфере энергоаудита?

- В настоящее время в стране действует около 8 тысяч энергоаудиторских компаний. Они объединены в 142 соответствующих СРО, которые появились сразу после того, как эта тема начала обсуждаться на общегосударственном уровне. Несмотря на внушительные цифры, в этой сфере до сих пор нет четких правил, мало реальной работы и не хватает бюджета, выделенного на реализацию направлений, предусмотренных законом. Зато есть законные требования и сроки, в рамках которых владельцы предприятий должны сделать паспорт любым способом.

- В профессиональном сообществе ведутся разговоры о том, кто должен утверждать форму энергетического паспорта и проводить экспертизу данного документа. Какова ваша позиция по данному вопросу?

- Моя позиция такова: на то и саморегулируемая организация, оговоренная в ФЗ №261, чтобы на ней вся экспертиза закончилась. СРО отвечает за качество по закону «О саморегулируемых организациях». И участники СРО платят ей за это взносы. А сам предложенный паспорт, по мнению экспертного совета НП ЦОЭ «Сфера-А» — это некая база для создания информационной системы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Паспорт должен состоять не более, чем из двух-трех страниц с указанием основных показателей. Например: показатель энергоемкости производства продукции, потенциал энергосбережения, удельный расход энергии на выработку продукции и пр.

Однако сегодня существует приказ Минэнерго №182 от 19.04.2010г. «Об утверждении требований к энергетическому паспорту…» и придуманная экспертиза паспортов. Я полагаю, что квалификация большинства руководителей и сотрудников СРО не ниже, чем у чиновников, которые проверяют паспорта. Во всяком случае, в плане практического опыта и специальных знаний.

- Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для нормализации ситуации?

- Считаю, что для совершенствования системы организации работы по энергоаудиту и энергосбережению целесообразно создать федеральный и региональные (на уровне губернаторов) координационные центры. В них следует включить представителей исполнительной и законодательной власти, энергетических общественных организаций, СРО, влиятельных общественных движений.

В таком случае деятельность по энергосбережению и повышению энергетической эффективности может стать и наверняка станет всем понятной и будет действительно направлена на экономию топлива (в тоннах), электроэнергии (в кВт часах), тепловой энергии (в гигакалориях), а не только на получение денег.

Следует сказать, что для полноценного выполнения своих функций, саморегулируемым организациям требуется поддержка государства. Отсутствие единой методической базы проведения энергетического обследования и оформления энергетического паспорта не позволяет всем 142 СРО двигаться в едином направлении.

Другой немаловажный вопрос, который требует решения, — это ценообразование в данной сфере. Здесь требуется наличие утвержденного расчета стоимости энергетического обследования и контроль, например, со стороны СРО, соответствия договорной документации утвержденным требованиям.

Для нас все эти вопросы носят важнейший и определяющий характер, так как «Сфера-А» является одной из первых энергоаудиторских СРО. История объединения «СФЕРА-А» берет свое начало в середине 2009 года. Тогда была сформирована инициативная группа из представителей строительных организаций, нацеленная на объединение компаний малого бизнеса и защищающая их интересы. 29 декабря 2009 года некоммерческое партнерство «Центр объединения строителей «СФЕРА-А» получило в Ростехнадзоре статус саморегулируемой организации (СРО). Результат нашей работы — доверие к СРО «СФЕРА-А» около 1500 строительных компаний по всей России. При дальнейшем развитии «СФЕРА-А» были созданы некоммерческое партнерство проектировщиков и, после выхода соответствующего закона, НП «Центр объединения энергоаудиторов «Сфера-А». На сегодняшний день мы имеем в своем составе около 80 организаций, профессионально занимающихся энергоаудитом.

Что касается сроков претворения задуманного в сфере энергоэффективности в жизнь, то, возможно, нам предстоит прожить еще десятки лет, чтоб изменить сознание сограждан и отношение к понятию «экономное потребление ресурсов». Однако если этого не делать, мы рискуем так никогда и не стать конкурентоспособной и независимой мировой экономикой. Поэтому будущее нашей страны, уровень развития и качество жизни ее людей находятся сегодня и в наших руках тоже.

Беседовала Ольга Мурашко

Темы: , ,


Обсудить на форуме