Саморегулирование позволило профессионалам активно участвовать в формировании государственной политики | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Саморегулирование позволило профессионалам активно участвовать в формировании государственной политики

Важнейшим достижением системы саморегулирования в нашей стране стало появление у профессионального сообщества возможности активно участвовать в формировании и проведении государственной политики в области градостроительной деятельности. Об этом заявил президент Национального объединения изыскателей Л.Г.Кушнир в своем выступлении на пленарном заседании «Саморегулирование как механизм управления строительной отраслью», которое состоялось 8 декабря в рамках программы Российского инвестиционно-строительного форума (РИСФ-2011).

Заседание проходило под председательством президента НОСТРОй Е.В.Басина. В его работе также приняли участие заместитель министра регионального развития И.В.Пономарев, президент НОЭКС Ш.М.Гордезиани, президент НОП М.М.Посохин, исполнительный директор НАМИКС С.Ю.Милушкин, сотрудники Министерства регионального развития, руководители саморегулируемых организаций и предприятий градостроительной отрасли.

В своем выступлении Л.Г.Кушнир подчеркнул, что именно на базе национальных объединений удалось возобновить остановившуюся на много лет работу по актуализации нормативно-технической базы отрасли, в области инженерных изысканий стали активнее внедряться новые технологии исследования свойств грунтов. Президент НОИЗ отметил важность подключения структур саморегулирования к работе над Техническим регламентом безопасности зданий и сооружений, который разрабатывается на уровне Таможенного союза. В рамках этой активно развивающейся организации создается система, аналогичная системе технического регулирования, которая существует в рамках Евросоюза.

Президент НОИЗ высказался в пользу более активного влияния саморегулируемых организаций и Национальных объединений, которые действуют в области инженерных изысканий, проектирования и строительства на содержание принимаемых законодательных актов, постановлений правительства и документов профильных министерств. «Организационные возможности для этого есть, однако примеров прохождения важных законов мимо профессионального сообщества тоже немало», — сказал Л.Г.Кушнир. В этой связи он указал на принятый в марте 2011 года федеральный закон № 41-ФЗ, в соответствии с которым требования по проведению инженерных изысканий на этапе подготовки документов территориального планирования были без консультаций с НОИЗ исключены из Градостроительного кодекса в качестве избыточного административного барьера. Еще одно непродуманное решение – передача функций организации и координации изыскательских работ, а также ответственность за их полноту, качество и достоверность проектным организациям. Эти и другие подобные ошибки, по оценке НОИЗ, будут иметь очень серьезные негативные последствия, поэтому законодатели должны принять меры к их исправлению с участием профессионального сообщества.

Л.Г.Кушнир заявил, что саморегулирование имеет очень много преимуществ по сравнению с системой лицензирования и обозначил три основные причины, по которым возвращение к старой системе невозможно. Объективный анализ ситуации показывает, что в случае возвращения к системе лицензирования исчезнет материальная ответственность, связанная с выдачей разрешительных документов, сказал президент НОИЗ. По его мнению, государство, формирующее свой бюджет за счет средств налогоплательщиков, в нынешних экономических условиях не имеет возможность взять на себя такую ответственность. Вторая причина состоит в том, что в случае отказа от саморегулирования профессиональное сообщество лишится возможности влиять на регулирование в области градостроительной деятельности, что противоречило бы тем положительным тенденциям, которые развиваются во всем мире. Кроме того, создание в рамках лицензирования системы контроля, сопоставимой с той системой, которую обеспечивает саморегулирование, потребовало бы увеличения штата сотрудников контролирующих органов и обошлось бы государству в полтора раза дороже, чем это обходится саморегулируемым организациям.

Л.Г.Кушнир подверг резкой критике руководителей ряда саморегулируемых организаций, которые оказались на обочине происходящих процессов развития системы саморегулирования и теперь подвергают сомнению сформировавшуюся систему, сеют смуту в профессиональной среде.

Одновременно президент НОИЗ высказался против предложений о принятии мер для исключения недобросовестных, «коммерческих» СРО из государственного реестра. Л.Г.Кушнир высказал мнение, что национальные объединения должны осознавать, что члены этих организаций обременены огромным количеством контрактных и договорных обязательств, и было бы неправильно лишать их в одночасье допусков на проведение работ. Главной причиной коммерциализации является деятельность руководителей отдельных саморегулируемых организаций. Поэтому необходимо решать вопрос именно об ответственности этих руководителей, подчеркнул он.


Обсудить на форуме