Трудности ТИМ-перехода: удастся ли справиться? | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 28/10/2021

Трудности ТИМ-перехода: удастся ли справиться?

Трудности ТИМ-перехода: удастся ли справиться?

В НОТИМ формируют деловую программу предстоящего в ноябре Первого объединенного Евразийского конгресса «ТИМ-СООБЩЕСТВО 2021. ЛЮДИ. ТЕХНОЛОГИИ. ПРОЦЕССЫ». Мероприятие обещает быть интересным и, самое главное, полезным для представителей отрасли: пространные и победные речи на конгрессе будут под запретом, — говорить обещают по делу, конкретно, проблемно и остро. Строительному сообществу предлагают подключиться, потому как переход стройотрасли на ТИМ уже наступает на пятки, а ускориться пока не удаётся. Что мешает и как с этим справиться? Ответы на эти вопросы будут искать на конгрессе. Об этом на заседании Комитета НОСТРОЙ по жилищно-гражданскому и промышленному строительству, призывая коллег к соучастию, вещал президент НОТИМ Михаил Викторов.

Собственно, повестка дня заседания включала в себя множество вопросов – от ТИМ до техрегулирования и энергоэффективности, но тема цифровизации открывала дискуссию, и именно по этой теме было высказано много новых интересных фактов и предложений.

Президент Национального объединения организаций в области технологий информационного моделирования Михаил Викторов рассказал о проведении Первого объединенного Евразийского конгресса «ТИМ-СООБЩЕСТВО 2021. ЛЮДИ. ТЕХНОЛОГИИ. ПРОЦЕССЫ», а также обрисовал перспективы цифровизации строительной отрасли в целом. Программа конгресса сейчас активно формируется, поэтому все новые темы, неожиданные ракурсы обсуждения будут только приветствоваться организаторами.

НОТИМ выступил инициатором поведения конгресса, поскольку есть необходимость в диалоге между властью и бизнесом обсудить, что же ждет отрасль после 1 января 2022 года, когда проектирование объектов госзаказа должно будет вестись с использованием информационной модели. Похоже, что четкого понимания этого нет ни у одной стороны процесса, – недаром появился проект постановления правительства, который исключает обязательное использование 3D-модели из информационной модели объекта. Так что же, в итоге, будет требовать заказчик, органы экспертизы и стройнадзора? Разобраться как раз попробуют участники конгресса, в том числе, высокие чины Минстроя России.

И, конечно, речь пойдет об использовании отечественного программного обеспечения при разработке ТИМ-модели: в соответствии с постановлением правительства есть случаи, когда использование отечественного ПО является обязательным. Собственно говоря, НОТИМ как раз и создан как площадка для защиты и развития, прежде всего, отечественного программного обеспечения ТИМ-моделирования. Но не получится ли очередное «импортозамещение», когда применение отечественной продукции идет во вред всему процессу создания объекта? И почему государство так яростно отталкивает зарубежных вендоров?

По словам Михаила Викторова, зарубежные разработчики ПО заинтересованы в развитии BIM-технологий, они предлагают большое количество пакетных решений, и по итогам 1 полугодия 2021 года их рентабельность и продажи выросли в несколько раз. При этом продажи отечественного ПО отчего-то остались на прежнем уровне – видимо, из-за отсутствия комплексных решений и невозможности делать модель на платформе одного разработчика. Потому что, что бы там ни говорилось, российские вендоры отстают от американских лет на 5-10, а где-то и навсегда.

Рост продаж ПО, с одной стороны, говорит о том, что строительная отрасль готовится к переходу на ТИМ и выбирает для себя оптимальные решения, а с другой стороны, она становится все более зависимой от таких «страшных» американских разработчиков, и не без последствий. Так, уже есть случаи, когда крупные компании, купив ПО «Автодеска» или «Бентли», не смогли им пользоваться из-за санкционных ограничений, не смогли вовремя получить обновления софта. И уж совсем недопустимо, когда «американцы» финансируют разработку отечественных сводов правил и так хитро манипулируют разработчиками, что они закладывают в эти СП использование исключительно зарубежного ПО. И кто его знает, куда потом это ПО будет передавать сведения о строительстве сельской дороги в Республике Коми или фельдшерского пункта в деревне Мышегребово? Хотя, конечно, строительство – это не только жилье, но и крупные инфраструктурные проекты, и негоже, чтобы технологическая информация о таких объектах была доступна западным вендорам.

Где деньги – там и ТИМ

Затронул Михаил Викторов и вопрос создания 3D-модели для объектов госзаказа. Сейчас идет активное обсуждение, какие именно требования к информационной модели объектов будут с 1 января 2022 года предъявлять госзаказчики, и нужно ли каждый объект сопровождать 3D-моделью. Очевидно, что крупные и сложные проекты, во избежание коллизий, должны быть представлены в трехмерной модели, но это совсем ни к чему, например, для станции водоподготовки стоимостью 5-7 млн рублей или павильона для инвентаря на территории детского сада. Судя по всему, решение о формировании 3D-модели объекта отдадут на откуп заказчику – главное, чтобы у него были деньги за эту работу заплатить. И, кстати, стоимость проектирования в ТИМ должна быть выше традиционной на 50-150% в зависимости от сложности объекта, уверен Михаил Викторов. Хотя сейчас, по методике Минстроя России, она не может быть дороже чем на 25-30%.

Еще одно очень важное направление для внедрения ТИМ – это перевод нормативных документов в машиночитаемый формат, и эта задача будет одной из главных в 2022 году. Без этого в должном объеме не заработает Классификатор строительной информации (КСИ), не будет возможности создавать полноценные ТИМ-модели, подкрепленные цифровыми данными. Кроме того, необходимо законодательно «отвязать» применение КСИ от формирования общероссийской ГИС ОГД – пока нет даже техзадания на ее разработку, а Градостроительный кодекс уже жестко увязал работу КСИ с этой системой.

Кстати, это может стать большой проблемой в самое ближайшее время – ГИС ОГД должна была вступить в работу уже в 2022 году и стать платформой для размещения ТИМ-моделей объектов. Но уже очевидно, что ее не будет в ближайшие 2 года – помимо отсутствия техзадания заказчики решили сэкономить и на финансировании разработки этого глобального цифрового инструмента. По неофициальной информации, разработчикам предлагается сделать этого монстра за 150 с небольшим миллионов рублей. По последним данным, среди ведущих отечественных компаний за такую сумму желающих поработать не нашлось.

Для сравнения: на довольно спорное «суперприложение для чиновников» Минцифры готово потратить 500 миллионов рублей – втрое больше, чем на глобальную ГИС ОГД. А региональные системы обеспечения градостроительной деятельности созданы на совершенно разных принципах, с разной степенью заполняемости и совершенно не приспособлены для размещения на них десятков ТИМ-моделей со всей документацией. В общем, ясности и в этих вопросах пока нет.

«Зоопарки» множатся, как циферки весной

Крайне интересные темы подбросил для обсуждения на Конгрессе и исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин. Он поднял совершенно новые проблемы в части цифровых баз данных, в том числе, при работе компаний с различными системами, платформами и т.д. Каждая из таких систем требует от участника размещения в личном кабинете информации, которая, как правило, дублируется «у соседей». В результате у каждой компании возникает «зоопарк личных кабинетов» (авторство афоризма принадлежит президенту НОСТРОЙ Антону Глушкову), и с каждой новой системой «зверушки» в нем множатся. Как и пароли от личных кабинетов, для которых скоро нужно будет создавать отдельный «зоосад». Очевидно, что пора подумать о появлении одного «сквозного» для всех систем личного кабинета участника строительных процессов и перестать размножать никому не нужные сущности. Сейчас Минцифры пытается свести все услуги в один формат, который потом продублируют регионы. Это, конечно, прекрасно, да вот только негосударственные участники строительного процесса на эти госплатформы не могут влиться вообще. Отметим, что пока эту проблему никто не поднимал и не прорабатывал, и «зоопарки» продолжают прирастать новыми системами.

Кроме того, необходимо детально рассмотреть взаимодействие и корректность заполнения таких глобальных инструментов цифровизации как Классификатор строительной информации (КСИ) и Классификатор строительных ресурсов (КСР) – а с помощью последнего должны формироваться сметы на объектах госзаказа. По идее, эти два инструмента не должны противоречить друг другу и корректно использоваться в одной и той же модели. Однако сейчас никто не сможет сказать, совпадает ли там информация по одним и тем же позициям, начиная с названия и кончая актуальной ценой на строительные ресурсы. При этом у крупных производителей материалов изделий и конструкций есть свои библиотеки элементов, работающие на собственном программном обеспечении – причем у каждого на своем, которые также не стыкуются ни между собой, ни с классификаторами. И эти вопросы также нужно поднимать и обсуждать.

Минстрой России, судя по всему, в ближайшее время хочет определить, какие госзаказчики будут обязаны с 1 января 2022 года формировать ТИМ-модель, но без решения озвученных выше вопросов пользы для отрасли от этой работы не будет никакой. Будут только потрачены деньги, в том числе, деньги налогоплательщиков, а потом все уйдет в утиль.

В общем, на конгрессе 23-24 ноября будет, о чем поговорить: программа сейчас еще только формируется, и есть возможность включить в нее наиболее острые и горячие темы. Нет смысла обсуждать общеизвестные достижения – надо понять, на чем начнут спотыкаться заказчики и проектировщики, выйдя 10 января с новогодних каникул и получив первый госзаказ. Это тот вариант, когда от понятных правил игры зависит, выйдут ли в начале 2022 года на госторги проектные организации, или количество несостоявшихся аукционов перевалит за критические 50%. И никакой ТИМ тут не в помощь.

 

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»

Темы: , ,


Обсудить на форуме