Программисты раскритиковали инициативу Минкоксвязи по предоставлению страховых льгот компаниям-производителям софта через создание СРО. Параметрам, заложенным государством для получения льгот, соответствуют единицы.
Конференция независимых российских программистов ISDEF-2010, прошедшая в Подмосковье с 30 сентября по 3 октября, обнаружила признаки оживления рынка, словесную готовность государства помогать отрасли, отсутствие государственной помощи на деле и, главное, ожидающие индустрию серьезные перемены.
ISDEF — Independent Software Developers Forum — международная организация с личным членством. Она объединяет 448 человек, в большинстве своем, наших соотечественников, владельцев небольших (относительно небольших) софтверных компаний. Это мало зависящая от бюрократии, насколько мало от нее вообще можно зависеть в нашей стране, и весьма квалифицированная в инженерном отношении публика, которая с прошлого века привыкла работать непосредственно на мировом рынке, полагаясь на свое умение писать нужный людям софт и продавать его.
Осенние конференции ISDEF проводит с 2002 года. Это рабочие мероприятия, предполагающие обмен опытом. Главный рынок сбыта для членов ISDEF — США. Компании, принадлежащие членам ISDEF, без лишнего шума диверсифицируют по мере сил российский экспорт, предлагая миру не нефть, а самую что ни на есть высокотехнологичную продукцию. Но отечественная бюрократия не оставляет программистов своим "попечением"
Профильное министерство (Минкомсвязь), впрочем, об ISDEF как о важной части софтверной отрасли знает и даже заботится. На пленарном заседании выступил заместитель министра Дмитрий Северов. Чиновник видит перед собой следующие задачи: спасение производителей софта от страховых взносов, облегчение таможенного режима и валютного контроля, подготовка IT-кадров и развитие инфраструктуры.
Главное для членов ISDEF, ведущих бизнес из России, — страховые взносы. Они начисляются на фонд заработной платы и для компаний, где фонд заработной платы (ФЗП) составляет основную статью затрат (у производителей софта это именно так), губительны. Минкомсвязь это понимает: законопроект, предусматривающий 14% выплат с ФЗП (вместо стандартных 34% страховых взносов, которые придется платить даже тем, кто практикует упрощенную систему налогообложения), ведомством подготовлен и проходит согласование у коллег по кабинету. Самые важные среди согласовывающих — Минфин и Минздравсоцразвития. Северов ссылается на существующую процедуру и предлагает членам ISDEF ждать ее окончания.
Если законопроект пройдет все стадии утверждения и превратится в закон, отрасли придется создавать так называемые саморегулируемые организации (СРО) — объединения софтверных компаний, которые обладают правом решать, кто действительно производит софт и, следовательно, должен быть избавлен от страховых взносов, а кто — нет.
Присутствовавший на ISDEF-2010 исполнительный директор АПКиТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий) Николай Комлев попытался было обратить внимание замминистра на то, что требование к программистским СРО иметь в составе не менее 300 членов — чрезмерно. Чтобы избежать монополии одной СРО, придется искать как минимум 600 софтверных компаний, а это нетривиальная задача.
Участников конференции больше волновало другое ограничение. Компании-"льготники", по законопроекту, должны иметь не менее 25 сотрудников. Редкий член ISDEF имеет столько рабочих мест в своей компании. По словам председателя ISDEF Михаила Филиппенко, в подавляющем большинстве компаний работают от одного до 20 людей, исключения единичны.
Но даже не это главное. Законопроект предусматривает налоговые послабления только тем софтверным компаниям, которые получают не менее 90% дохода от разработки программ, а не их продажи. Это, казалось бы, справедливое положение хорошо лишь для производителей так называемого заказного софта, говорит Филиппенко.
Заказной софт представляет собой код, изготовленный по заказу какой-либо компании и отданный ей для неограниченного использования. Заказной софт пишется один раз, и только один раз продается.
В противоположность этому, члены ISDEF производят тиражируемые программные продукты. Такие, которые пишутся один раз, а продаются — много раз. Основной доход при этом образуется от продажи софта. Если наш законодатель в этом нюансе не разберется, парадоксальным образом окажется, что самая перспективная часть индустрии — производители тиражного софта — окажется вне будущего закона.
В этом случае люди из ISDEF придумают иной способ работы без "помощи" российского государства, сообразительности у них хватит. Как вариант, перенесут разработку софта за границу — во Вьетнам, в Белоруссию или на братскую Украину. Прецедентов уже хватает.
С кадровым вопросом в софтверной индустрии положение немногим лучше, чем с налоговой политикой государства. "Тяжесть проблемы подготовки кадров перенесена на бизнес", — говорит член правления ISDEF Сергей Рыжиков.
по материалам РИА-новости
при копировании и использовании материалов SROportal.ru интерактивная ссылка на источник обязательна