На рынке страхования строительно-монтажных работ откаты достигли небывалых высот — в погоне за сборами некоторые страховщики готовы поделиться со строителями 80% от суммы премии. Крупные страховщики бьют тревогу: из-за таких схем рынок воспринимается как механизм для прокачки денег.
«Как правило, откаты строятся по следующей схеме: менеджеры некоторых строительных компаний, которые отвечают за страховку, договариваются с посредником и предлагают страховым компаниям работать через него», — рассказал РБК-daily руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперта РА» Алексей Янин. По его словам, посредник берет комиссию в размере от 50 до 80% от премии, что и является формальным откатом. «При этом страховая компания фактически получает 20—50% от страховой премии, хотя в отчетности проводит полную сумму, которую якобы потратил застройщик, — говорит Янин. — И при наступлении страхового случая СК отвечает по договорам в полном объеме».
По оценке «Эксперта РА», в первом полугодии 2010 года объем рынка страхования СМР составил около 9 млрд руб. (порядка 3% от всего страхового рынка), объем откатов — около 4—6 млрд руб. В 2009 году объем рынка достиг 17 млрд руб., а откаты — 8—10 млрд руб.
Откаты наряду с демпингом могут привести к неплатежеспособности страховщика, что приводит к отзыву лицензии. Глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль не раз отмечал, что основная причина отзывов заключается как раз в неплатежеспособности: по этой причине с рынка в этом году могут исчезнуть порядка 100 страховщиков. «Мы только отзываем лицензию, если страховщик не смог покрыть свои обязательства, что весьма вероятно при существующей системе откатов, — уточнил замруководителя ФССН Олег Пилипец. — Откаты, по сути, являются коммерческим подкупом, а потому подпадают под действие Уголовного кодекса, а этим занимаются уже другие органы».
Крупные застройщики отказались комментировать тему страхования строительно-монтажных рисков. Они уверили РБК daily, что на их объектах «все делается по закону», а портить общую статистику рынка, по их мнению, могут мелкие компании, в активе которых зачастую есть один объект и которые не рискуют своим брендом, получая откаты.
при копировании и использовании материалов SROportal.ru интерактивная ссылка на источник обязательна