В Европе механизмы добровольной сертификации играют существенную роль в повышении конкурентоспособности строительных компаний. О том, насколько востребованы механизмы подтверждения соответствия на российском рынке, могут ли они быть обязательными и о роли СРО в их продвижении размышляет генеральный директор СРО НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов.
Сергей Николаевич, насколько актуально внедрение европейских стандартов, в частности стандартов ИСО, в наших организациях?
Позиция нашей СРО заключается в том, что необязательно все строительные, проектные организации заставлять сертифицироваться по ИСО. Особенно по системам менеджмента качества, потому что, во-первых, не всем это необходимо. Есть совсем небольшие организации, которые конечно должны осуществлять контроль качества, но в каком-то элементарном виде: должны быть ответственные люди, должен быть журнал обходного контроля ну и ряд документов, которые требует заказчик и этого достаточно. Как только мы начнем в обязательном порядке требовать сертификацию, мы спровоцируем появление еще большего количества купленных за деньги формальных бумажек на стене в приемной.
Что касается западных заказчиков, то крупные строительные организации знают, что они с подрядчиками без сертификации по ИСО не работают. Поэтому те, кто хочет работать с крупными заказчиками, сертифицируются сами. Но это решает сама организация, без участия и давления СРО, по мере необходимости — где она будет выполнять работы, какие требования у заказчика и т.д. Хотя, безусловно, если организация сертифицирована не формально, это дает импульс к ее развитию и дает импульс к повышению качества строительно-монтажных работ.
Много дискутируется вопрос, о том, каким образом может осуществляться контроль деятельности строительных организаций после выдачи допуска СРО. На Ваш взгляд, могут ли СРО использовать в этих целях механизмы подтверждения соответствия?
Я считаю, что ускорять процесс каких-то обязательных действий преждевременно. Любое действие надо рассматривать в комплексе: принимая решение об обязательной сертификации и т.д., надо понимать, каким образом СРО будут осуществлять контроль — что именно они должны будут контролировать, в каком объеме и какими специалистами. Потому что те задачи, которые сегодня стоят перед СРО — это один уровень специалистов, в том числе и контрольных отделов. И если вдруг СРО будут должны осуществлять в той или иной степени технический надзор – это совсем уровень специалистов и совсем другое их количество.
Сегодня у нас небольшая СРО – 200 организаций, но у каждой организации минимум 2 объекта, а в среднем, я думаю, около 4-х. Получается порядка 800-т объектов. Сколько нужно людей, чтобы обеспечить контроль за 800 объектами хотя бы раз в квартал? А есть объекты не долгосрочные, где весь объем выполняется в течение полугода, или 3-х месяцев… Если нам дадут эту работу, у меня сейчас некого туда послать. Прежде чем ставить задачу нужно понимать, каким образом её можно реализовать…
Сегодня достаточно много внимания уделяется вопросам технического регулирования и нормирования. Здесь надо отдать должное Национальному объединению строителей, они много занимаются, и не только собственными стандартами. НОСТРОй помогает в разработке Сводов правил, активно взаимодействует с Минрегионом, с нашими коллегами и с коллегами из других государств. Ведется работа по созданию межгосударственных строительных норм и правил. Есть понимание, что нельзя ограничиться только стандартами НОСТРОй, но эти стандарты формируют базу и теперь есть от чего отталкиваться. Например, мы сейчас перерабатываем Стандарт НОСТРОй по горизонтально направленному бурению и делаем из него Свод правил. Более того, как только будет подписано межгосударственное соглашение, мы рассчитываем сделать Межгосударственный свод правил. В дальнейшем и другие стандарты НОСТРОй могут пойти по этому пути.