В 2016–2018 годах расходы на дорожное строительство могут быть снижены на 133,4 млрд рублей, пишет газета «Ведомости». Экономить предложено на строительстве федеральных трасс и ремонте.
Сокращение двух категорий затрат на автодорожную инфраструктуру предусмотрено вариантом проектировок федерального бюджета, представленным на минувшей неделе на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. На оптимизации нормативов затрат на ремонт автодорог предложено сэкономить 83,6 млрд руб. За счет 10%-ного сокращения расходов на дорожное строительство всех федеральных трасс, в том числе платных дорог «Автодора», можно сэкономить еще 49,8 млрд руб. На Керченском мосте экономия не планируется.
Как отметил член правления Национального объединения ценового аудита Борис Ярышевский, данное предложение укладывается в общую логику «затягивания поясов» — все министерства режут расходы на 10%. «Странно, что затраты режут в режиме «10% от всего», — сомневается консультант «Автодора». — Думаю, что Росавтодор и сможет защитить часть расходов, апеллируя к тому, что нельзя урезать расходы на аварийные работы на сложных объектах».
«Экономить можно разными способами, — замечает директор группы корпоративных финансов KPMG Степан Светанков. – Например, сократить стоимостные показатели строительства и ремонта, что, естественно, отрицательно скажется на качестве дорог. Единственный способ этого избежать – переложить экономию на подрядчиков, заставить их поделиться маржей. Можно также использовать новые технологии, материалы и конструкции, увеличивая межремонтные сроки эксплуатации дорог без ущерба для их качества, но это вряд ли даст заметный эффект в ближайшие три года».
Представитель Росавтодора удивлён предполагаемым сокращением финансирования. По его словам, Росавтодор только в 2014–2015 гг. вышел на 100%-ное финансирование ремонта и содержания федеральных дорог и намеревался к концу 2018 г. привести в нормативное состояние 85% федеральных дорог. При этом сокращать финансирование никто не собирался.
Как отметил Степан Светанков, под вопросом оказалось выполнение поручения президента Владимира Путина удвоить темпы строительства дорог до 2020 г. , регионы и так отставали от графика.
«Удвоение темпов строительства – это из области фантастики», — заметил директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. По его оценкам, поддержание текущих темпов строительства и удержание дорожной сети от деградации обойдется государству минимум в 1,5 трлн руб. в год, — «и это без удвоения темпов строительства». Чтобы минимизировать затраты, нужна нормальная федеральная программа дорожного строительства, ориентированная на развитие межрегиональной сети, а не строительство под отдельные мероприятия (Олимпиада, форумы в Санкт-Петербурге, Сочи и Владивостоке, Керченский мост), считает Блинкин.
«Видимо, дорожное строительство будут развивать за счет косвенных сборов, -предполагает Борис Ярышевский. — Например, платы за проезд 12-тонных грузовиков». Ранее глава Росавтодора Роман Старовойт оценивал часть платы, которая пойдет на ремонт и строительство федеральных трасс после выплаты концессионеру, в 30–50 млрд рублей. Однако, по оценкам Михаила Блинкина, платы от 12-тонников не хватит, чтобы закрыть формирующийся разрыв в финансировании: «30–40 млрд руб. – это стоимость двух региональных развязок в Подмосковье или Санкт-Петербурге».