Маржинальность подрядчиков, работающих в рамках строительного госзаказа, составляет всего 5-6%, пишет «Комменсантъ», ссылаясь на информацию, предоставленную изданию экспертами рынка. Основные причины — в не соответствующих реалиям сметных расценках и в плохом качестве проектной документации.
Дополнительной проблемой для строительных компаний, работающих по госконтрактам, стал переход на казначейское сопровождение таких соглашений на сумму свыше 100 млн руб. В результате полученные в их рамках средства подрядчик не может тратить на выплату налогов или кредитов, что крайне мешает удержаться на рынке крупным закредитованным компаниям.
В числе потенциальных проблем называется и инициатива Минстроя по вменению генподрядчикам обязанности выполнять самостоятельно не менее 30% работ по госконтрактам: взять на себя такой объем работ готовы далеко не все участники рынка, особенно — в секторе специального строительства, где работа большого числа субподрядных компаний всегда была нормой, отмечают эксперты.
Тем не менее, многие генподрядчики увеличивают долю выполняемых собственными силами работ, отказываются от услуг субподрядных организаций и сами напрямую участвуют в тендерах. Меняющаяся стратегия участников рынка приводит к ожесточенной конкуренции за госзаказ и оборачивается большими сложностями для мелких и средних игроков.
Объем госконтрактов в отрасли в целом за первое полугодие составил 1,9 трлн руб., ссылается издание на данные Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК). По расчетам аналитиков, 31% общего объема контрактов обеспечили три крупнейших заказчика. Лидером по числу заказов стал «Газпром», заключивший контракты на 394 млрд руб. (19,72% от общего объема), на втором месте —»Транснефть» (97,5 млрд руб. и 4,88%), на третьем — департамент строительства города Москвы, объединяющий заказы самого ведомства, а также КП «Управление гражданского строительства», КП БСА «Лужники» и АО «Мосинжпроект» (87,9 млрд руб. и 4,4%).
«Объем госзаказов, связанных с обороной и подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года, растет, в то время как сокращаются темпы строительства школ, детских садов, объектов инфраструктуры»,— отмечает консультант практики «Девелопмент» компании «НЭО Центр» Алена Чупракова.
В то же время в РАСК констатируют: более 25% заказов приходится на строительные работы, выполненные для нефтегазового сектора, еще 10% — на транспортное строительство, включая объекты «Росавтодора», ГКУ «Дирекция транспортного строительства», ГУП «Московский метрополитен» и ОАО РЖД.
«Раньше участие в тендерах считалось очень выгодным, но сейчас себестоимость работ значительно выросла, доходность упала, при этом срыв сроков или невыполнение обязательств заканчиваются тюремными сроками», — цитирует «Коммерсантъ» партнера «Химки Групп» Дмитрия Котровского.