Инспекторы FIFA признали выкатное поле строящегося в Петербурге стадиона «Крестовский» («Зенит-Арена») не соответствующим требованиям ассоциации и непригодным для проведения международных матчей. Об этом со ссылкой на свои источники рассказала «Фонтанка.ру».
Визит FIFA на строящийся стадион Крестовского острова был закрытым от прессы, пишет «Фонтанка». В последний день октября без лишних свидетелей на арену прибыли самые главные лица в деле проведения игр 2018-го года — директор по организации соревнований FIFA Колин Смит, руководитель департамента по подготовке чемпионатов мира Кристиан Унгер и представители российского оргкомитета ЧМ-2018. А к вечеру Смольный распространил релиз: «Инспекторы особое внимание уделили состоянию поля стадиона, вибрационным показателям, готовности технических систем».
«В тот день, 31 октября, случилось неожиданное, — описывают участники встречи. — Руководители FIFA зашли на поле и начали прыгать на газоне. Поверхность под их ботинками запружинила, да так, что инспекторы высказались о недопустимости подобных вибраций при проведении игр. Проще говоря, когда футболист в одной части поля будет прыгать за мячом, другие части газона начнут двигаться».
Нельзя сказать, что специалистов, связанных с возведением арены, критика удивила, отмечает издание. О том, что поле вибрирует, им было известно задолго до приезда инспеции: еще год назад подрядчик «Модуль-Т» обращался к «Трансстрою» с предложением усилить конструкции поля из-за возможных вибраций (субподрядчик поставлял стальные части передвижной платформы и поддона выкатного поля). «Вибрации были ожидаемыми для инженеров, – говорит собеседник «Фонтанки», знакомый с ходом строительства. – И было понимание, что их надо устранять до сдачи в рабочем режиме».
Истоки создания уникального пружинящего поля лежат в решениях и проектировщиков, и строителей. В мире есть несколько стадионов с выдвижным полем — в Германии, США, Японии, — и везде движущийся короб выполнен из железобетона, а вес всей конструкции превышает 10 тысяч тонн. Для арены на Крестовском строители избрали свой собственный путь: они изготовили основание поля из стали, а в ходе его создания решили еще и облегчить конструкцию с 8,4 тысяч до 5-6 тысяч тонн. Теперь корыту поля не хватает ни массы, ни жесткости.
Приезд инспекции стимулировал поиск решения проблемы, отмечает «Фонтанка». Подрядчики арены уже выдвинули свои предложения. «Внедренческий центр прогрессивных технологий» («ВЦПТ»), отвечающий за механизацию кровли, выступил за установку под полем 1,5 тысяч домкратов, — дополнительные точки опоры, в теории, должны сдержать вибрацию конструктива. Специалисты Политехнического университета видят решение в установке снизу поддона стальных рам — они закрепят листы металла, гуляющие после сборки короба. И, наконец, свое предложение сделал «Метрострой». Генподрядчик готов приварить под дном короба дополнительные металлические листы и закачать в промежуток между пластами металла слой бетона с пенополиуретаном. Тогда конструкция петербургского поля лишится своей технологической уникальности, но станет тяжелее и жестче.
Эксперты не знают, какое решение окажется оптимальным или хотя бы сработает. На крайний случай придумали радикальный способ: оставить выкатное поле снаружи арены, а внутри засыпать обычное, стационарное, — к летнему Кубку Конфедераций газон, наверняка, уже вырастет. Правда, при таком решении появится новая проблема — где организовать зону для тележурналистов? Выдвинутое из чаши стадиона поле займет место, предусмотренное для лагеря телевизионщиков на время Чемпионата мира.
И все же строители и проектировщики поля излучают оптимизм и уверенность, что все проблемы арены решатся к концу декабря. В конструкторском бюро «Высотное и подземное строительство» («ВиПС»), выступающем генпроектировщиком арены, «Фонтанке» ответили, что не получали официальных претензий к характеристикам поля. «Все соответствует нормам», – сказали в компании. Впрочем, здесь можно оговориться, что в России не существует норм для вибрации выкатных полей.
«У комиссии FIFA были рабочие замечания. Рабочий визит — рабочие замечания. Не устраняемых замечаний нет», – коротко охарактеризовал ситуацию вице-губернатор Игорь Албин.