Эксперты Центра «Народная экспертиза» Общероссийского Народного Фронта подсчитали, насколько в регионах страны повысилась доступность жилья. Повышение данного показателя предусмотрено «майским» указом президента России, отмечают в пресс-службе ОНФ.
Анализу подверглись данные за пять лет. В качестве субъекта для расчетов определили семью из трёх человек с двумя работающими супругами, которые способны откладывать на приобретение квартиры площадью 54 кв.м. до 30% своего дохода. Оказалось, что если в 2012 г. российской семье для покупки такой квартиры нужно было 21,9 года, то в 2017 г. – 19,6 лет. Это средняя цифра по стране, — показатели в регионах довольно разные.
К примеру, в Карачаево-Черкессии с 2012 по 2017 гг. стоимость квадратного метра, напротив, выросла — на 87% (с 21 до 39 тыс. руб.). Это, соответственно, привело к резкому падению уровня доступности жилья в республике. В итоге срок накоплений на покупку квартиры здесь увеличился с 19,5 до 37,6 лет. В то же время в Вологодской области стоимость жилья, наоборот, упала — с 43 до 38 тыс. руб. за кв. м. Соответственно, доступность жилья повысилась – теперь семье в этом регионе потребуется уже не 28, а 17 лет, чтобы накопить на квартиру.
Впрочем, как выяснили эксперты ОНФ, позитивная динамика в регионах сложилась не из-за понижения стоимости жилья (цена квадратного метра на первичном рынке, наоборот, за это время только увеличилась на 18%), а по причине роста доходов населения – на 32%. «Правительство стремилось снизить цены на жилье, активно увеличивая годовые темпы его ввода. И действительно, в 2015 г. удалось достичь максимума – было введено 85,3 млн кв. м жилья. Это больше, чем за всю историю России и даже СССР. Однако мы видим, что такие объемы ввода, к сожалению, почти не оказали влияния на стоимость квадратного метра, так как застройщики слабо заинтересованы в снижении цены. Для этого каждый регион должен выработать свои модели развития жилищного сектора, чтобы повысить доступность жилья для людей», — отметил руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.
К примеру, Ленинградской области за 5 лет (с 2012 по 2017 гг.) удалось существенно изменить показатель доступности (чтобы накопить на квартиру, здесь требуется не 31,5 лет, а 22 года) благодаря созданию особой модели взаимодействия власти с застройщиками — введению специальной программы «Соцобъекты в обмен на налоги». Согласно этой программе, застройщик встает на налоговый учет в Ленобласти, перечисляет налоги в бюджет региона и строит за свой счет объект социального назначения. Затем с помощью субсидий муниципалитет возвращает ему стоимость строительства. Участие в программе позволяет застройщикам вернуть большую часть средств, что положительно сказывается на стоимости квадратного метра жилья.
В Мордовии для повышения уровня доступности жилья была разработана региональная программа льготной ипотеки под 5% годовых (аналогичная федеральной). Тамбовская область прибегла к инструментам по развитию конкуренции и снижению административных барьеров: были упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, госэкспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, а также выдачи разрешений на строительство.
«Успешный опыт регионов должен быть в обязательном порядке рассмотрен и учтен новым правительством при разработке национальных проектов. Кроме того, к их подготовке необходимо привлечь экспертное сообщество и провести общественное обсуждение. С этими предложениями мы обратимся в адрес правительства РФ», — подытожил Виктор Рожков.