Банк России впервые обнародовал статистику по отраслям — лидерам спроса на услуги теневого финансового сектора. Строительство оказалось в их числе: в первом полугодии доля отрасли в данном сегменте черного рынка достигла 30%. Чуть выше только у оптово-розничной торговли — 33%.
Под теневыми финансовыми услугами в Банке России понимают «операции, направленные на обналичивание денежных средств либо их вывод за рубеж по фиктивным основаниям в целях ухода от уплаты налогов, легализации преступных доходов и в коррупционных целях». Такие пояснения представитель регулятора дал в комментарии РБК.
Строительный сектор всегда был самым крупным потребителем наличных средств, отмечают эксперты информагентства. Прежде всего это связано с массовым использованием низкоквалифицированного труда и привлечением на стройку гастарбайтеров. Кроме того, строительная отрасль — одна из самых коррупционогенных: «Никто никогда не может точно определить, сколько из поставленных на стройку материалов использовали, а сколько списали на «усушку и утруску», — отмечает профессор Высшей школы экономики Юлий Нисневич.
«Завысить объемы работ, купить более дешевые стройматериалы и «закопать» их — стандартные схемы мошенничества на стройке. Часто используемый строителями аргумент об уникальности объекта затрудняет проверку расходов и выявление расхождений, — соглашается партнер компании «Deloitte Форензик» Алина Попадюк. — Заказчик, мало понимающий в стройке, обычно идет на поводу у строительной фирмы, поскольку неспециалист не знает: 300 или 800 л краски ушло на стену, два или пять дней потребовалось, чтобы поставить перегородку, дорогая немецкая проводка использовалась или дешевая китайская».