На завершившемся в Петербурге Международном юридическом форуме был представлен новый законопроект о госконтроле, который обещает стать настоящим контрольно-процессуальным кодексом. Смысл документа — уход от «карательной» политики контролеров и переход к профилактике. Фиксируется в законопроекте и сам принцип «регуляторной гильотины», который на текущий момент является центральным звеном реформы контрольно-надзорной деятельности.
Концептуальная идея проекта — перевести деятельность контролеров с «карательного» на превентивный подход, отмечает «Коммерсантъ» со ссылкой на разработчиков документа — Минэкономразвития. Так, инспекторы должны больше заниматься профилактической работой — для этого им предоставляется довольно широкий инструментарий. Среди профилактических мероприятий — информирование, консультирование, профилактическое сопровождение (предварительная оценка соблюдения требований и выдача контролерами рекомендаций), а также самообследование предпринимателей с помощью информационных ресурсов ведомств. Осталось в качестве профилактической меры и предупреждение вместо штрафа, если нарушение не привело к угрозе или непосредственному причинению вреда.
Также вводится понятие контрольно-надзорного производства — в его рамках каждый шаг инспектора должен иметь процессуальное обоснование. Только после открытия производства ведомства могут проводить контрольно-надзорные мероприятия (при наличии ежегодного плана проверок и согласия прокуратуры), возможность сначала провести неотложные действия останется у инспектора только в экстренных случаях. При этом сохранена идея риск-ориентированного подхода: как следует из текста документа, госконтроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда, определяющего выбор мероприятий, их содержание и интенсивность.
Как поясняют в Минэкономразвития, власти «отказываются от гегемонии проверок» — упор делается на новые, менее трудозатратные, более оперативные и действенные мероприятия. Так, среди контрольных мероприятий, помимо проверок,— контрольная (для проверки соблюдения требований при продаже товаров и оказании услуг) и мониторинговая (для последующего направления продукции на экспертизу) закупки, инспекционный визит и рейд (для оценки соблюдения требований в нескольких организациях на определенной территории).
Заменить госконтроль можно будет независимой оценкой или контролем саморегулируемых организаций за своими членами, если это прописано в отраслевом законодательстве. Еще одной новацией станет возможность освобождения от контрольно-надзорных мероприятий при условии страхования рисков. Наличие такой страховки не освобождает от уголовной либо административной ответственности за нарушения обязательных требований, но избавляет от контроля, ориентированного на предотвращение ущерба.
Законопроект должен вступить в силу с 2021 года, — именно к этому времени правительство должно будет завершить ревизию устаревших и дублирующих требований в рамках «регуляторной гильотины». Сама «гильотина» также нашла себе место в проекте — в нем прямо указано, что предметом госконтроля не может являться оценка соблюдения обязательных требований, установленных правительством и госорганами до 2021 года, включая акты СССР и РСФСР.
Внести в Госдуму новый законопроект планируется в сентябре. До этого документ будет обсуждаться с бизнесом и экспертным сообществом. Первое обсуждение запланировано на 24 мая – на заседании Экспертного совета при правительстве РФ, по его итогам совет должен будет к концу мая представить свое заключение на законопроект.
Глава РСПП Александр Шохин отметил, что готов поддержать проект: по его словам, авторы «божились», что учли замечания предпринимательского сообщества. По признанию главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, ожидают такого «кодекса» и сами контролеры, — чтобы понимать правила игры.
Другой законопроект в рамках реформы, который будет касаться уже самих обязательных требований, планируется представить на предстоящем Петербургском международном экономическом форуме. В перечень войдет то, что пройдет тест на избыточность, — это касается и объектов проверки, и рисков для жизни и здоровья, потому как сейчас корреляция между требованиями и риском «нулевая», отмечают эксперты издания.