Минстрой представил правительству проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, сообщил «Коммерсантъ». Среди ключевых задач, указанных в Стратегии,— увеличение роли строительной сферы в российской экономике: согласно базовому сценарию, вклад строителей в ВВП должен вырасти с 6% (в 2018-м) до 7,8% (в 2030 году).
Обеспечить данный показатель планируется за счет существенного наращивания объемов строительных работ — в денежном выражении более чем вдвое, с 8,4 трлн руб. в 2018-м до 19,6 трлн руб. в 2030 году. Ввод жилья в деньгах должен вырасти с 3,8 трлн до 9,3 трлн руб., объём инвестиций в строительство – до 14,2 трлн рублей.
Среди приоритетов жилищного строительства Минстрой называет переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды за счет применения стандартов комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земель.
Ключевым фактором развития жилищной сферы в министерстве считают накопленную ранее потребность населения в улучшении жилищных условий. По данным на конец 2018 года, на одного россиянина в среднем приходится 25,8 кв. м общей площади жилья. Несмотря на то, что этот показатель за восемь лет подрос на 14,2%, Россия всё равно заметно отстает даже от стран СНГ и БРИКС, не говоря уже о развитых европейских странах. Например, в Китае на одного человека приходится 40,8 кв. м, в Бразилии — 32,3 кв. м, в Армении — 31,9 кв. м, а в Белоруссии — 27,3 кв. м. Ожидается, что в 2024 году для РФ показатель составит уже 28–30 кв. м на человека, а в 2030 году — свыше 30 кв. м.
Стимулом для улучшения жилищных условий Минстрой считает доступность покупки жилья минимум для половины российских семей — за счет собственных или заемных средств. К 2024 году ипотечные ставки должны снизиться до 8% (и менее), что, по мнению Минстроя, обеспечит необходимый объем платежеспособного спроса на строящееся жилье. К 2030 году, по министерским расчётам, ставки снизятся до 6,9%.
Зато в 10 раз увеличатся показатели по расселению аварийного жилого года: к 2025 году будет расселено 11,98 млн кв. метров аварийного жилья, к 2030 году не расселенного аварийного жилищного фонда в стране не останется.
Прорыв ожидает и институт строительной экспертизы. Доля проектов, по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение, к отчетному периоду составит 70%, а документация, разработанная с применением технологий информационного моделирования, — 50% от общего объема документации, представленной на экспертизу.
Кроме того, до 75% запланировано увеличение доли объектов, построенных с применением типовых проектов, разработанных на основе информационных моделей многократного использования. Эта мера повлечет значительное сокращение (с 10 до 2 тысяч) числа обязательных требований при проектировании и строительстве.
Не обойдется без позитивных изменений и в системе государственных закупок. Здесь ожидается смещение баланса при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции». В 2030 году закупки, осуществляемые с применением новых подходов к оценке участников закупок, составят 90%.
Институту строительного саморегулирования в Стратегии отведена глава, связанная с системой допуска на рынок строительных работ и услуг. Цель данной системы, обозначенная в Стратегии, — «выдавливание» с рынка недобросовестных компаний при минимальном давлении на бизнес и максимальной доступности прохождения обязательных процедур. Результатом развития саморегулирования в строительстве станет усиление влияния СРО и их национальных объединений на формирование механизмов регулирования строительного рынка с понятной долей ответственности за результаты этой работы.
Для достижения этого в Стратегии сформулирован ряд задач:
- Во-первых, необходимо исключить возможность дублирования лицензии и допуска СРО на один и тот же вид деятельности.
- Во-вторых, следует внедрить практику признания органами государственной власти результатов деятельности саморегулируемых организаций. Органы госнадзора (как на федеральном, так и на региональном уровне) должны на основе утвержденных критериев заключать со СРО соглашения, подтверждающие эффективность деятельности СРО и отказ со своей стороны надзирать за её членами. К 2022 году доля СРО, охваченных такими соглашениями, должна составить 10%, к 2030-му – 40%.
- В-третьих, следует повысить уровень доверия потребителей к системе саморегулирования в строительстве. Это позволит включить потребителей в механизм предъявления запросов и требований к строительной деятельности через институт саморегулирования, включая имущественную ответственность. «Это, в свою очередь, позитивно скажется как на деятельности СРО по созданию стандартов и правил работ, так и на востребованности механизмов имущественной ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов», — утверждается в Стратегии.
- Далее следуют разработка методологии рейтингования саморегулируемых организаций и их членов (в 2020 году), ведение дополнительных прав и функций для СРО в отношении вопросов контроля заключения и исполнения их членами договоров подряда, установление четкого перечня видов работ и исключение дублирования обеспечительных мер при выполнении работ в рамках государственных и муниципальных контрактов.
- Также Стратегией предусмотрено создание на базе национальных объединений единого информационного ресурса (реестра) со сведениями об обязательствах членов СРО по заключённым договорам подряда, его интеграция с Национальным реестром специалистов и допуск СРО и нацобъединений к государственным информационным системам — СМЭВ, ГИСОГД, ЕСИА.
Повысить значимость и ответственность специалистов по организации строительного производства планируется кардинальным изменением подхода к формированию НРС. Включать в нацреестры специалистов, согласно Стратегии, следует каждого на своем уровне квалификаций, со своими квалификационными требованиями, трудовыми функциями и ответственностью, которые установлены соответствующими профессиональными стандартами. При этом к формальным требованиям к образованию и стажу специалиста добавится требование к наличию подтвержденной в результате независимой оценки или государственной аттестации квалификации.
Преимущества данного подхода: мотивация специалистов к повышению собственной квалификации; отражение в НРС реального перечня специалистов с учетом различий в уровнях и наименованиях квалификаций; возможность персонализации ответственности за принимаемые решения и т.д., т.п. В 2020 году доля лиц, включённых в НРС, в общем количестве занятых в строительстве организаторов строительного производства (включая ГИПов, мастеров и прорабов) должна составить 24%, в 2022 году – все 100%.