На фоне удорожания стройматериалов Минэкономики предлагает поддержать подрядчиков по госзаказам, предусмотрев с 2022 года обязательное проведение электронного конкурса для контрактов начальной стоимостью более 10 млн руб. Аргумент: неэффективность электронных аукционов и желание повысить экономическую устойчивость строительного комплекса.
С данной целью Минэкономики направило в правительство для обсуждения на заседании межведомственной рабочей группы законопроект о преимущественном использовании электронных конкурсов в сфере закупок строительных работ. Как следует из документа (об этом сообщает «Коммерсантъ»), закон о госзакупках 44-ФЗ предлагается дополнить положением о том, что правительство может определять сферы, в которых заказчик обязан проводить электронный конкурс, если начальная цена контракта превышает размер, установленный правительством. Речь идет о превышении порога в 10 млн руб., — соответствующее постановление предлагается разработать к 2022 году, когда поправки, по задумке ведомства, должны вступить в силу.
Напомним, что ранее закупки в сфере строительства должны были проводиться в форме электронного аукциона, когда победитель определяется по наиболее низкой цене, — перечень сфер, на которые распространяется это требование, утвержден правительством. В сентябре 2020 года строительные закупки из этого перечня исключили. При проведении открытого конкурса при выборе подрядчика учитывают не только предложенную им цену, но и оценку его квалификации (наличие финансовых и материальных ресурсов, опыта работы, стоимость и количество исполненных контрактов). Однако доля аукционов в строительных закупках сократилась незначительно: сейчас она оценивается в 89%.
В ведомстве отмечают, что проанализированная практика преимущественного использования электронного аукциона показала его экономическую неэффективность — «в конечном итоге не достигается баланс интересов заказчика и поставщика». По экспертным оценкам, средняя маржинальность строительных контрактов составляет не более 5–6%, что не позволяет генподрядчику оплачивать рост стоимости стройресурсов. Более того, зачастую участники закупки необдуманно снижают цену контракта, что приводит к невозможности качественного исполнения всех обязательств.
Новый законопроект подготовлен «для повышения экономической устойчивости работы строительного комплекса», пояснили в Минэкономразвития. Документ предварительно обсуждался на совещании с Минстроем и был поддержан. Поддержали его и в Национальном объединении строителей: по мнению президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, данная инициатива позволит повысить качество строительства, обеспечить своевременное исполнение госконтрактов, а также смягчить эффект от роста цен на стройматериалы, поскольку участник закупки может не «падать» в ценовом предложении настолько, насколько он бы снизил цену при проведении аукциона.
При этом в НОСТРОЙ предлагают расширить перечень критериев для оценки участника закупки: ввести специализацию по типам объектов, требования по минимальному количеству организаторов строительного производства с подтверждением их квалификации, а также обязать генподрядчика выполнять своими силами не менее 50% объема работ на объекте.