Минэкономразвития направило в правительство очередной пакет мер, направленных на «повышение гибкости госконтрактов» в сфере инфраструктурного строительства. В их числе – поддержка «сквозных» проектов в производстве стройматериалов и стройкомпаний, ориентированных на «импортозамещение» — замену иностранной рабочей силы на российских рабочих.
О том, что новый рабочий год в Минэкономразвития начался именно с этой темы, сообщил «Коммерсантъ». Дискуссия вокруг поддержки компаний, занятых в строительстве капитальных проектов, продолжалась весь 2021 год, напоминает издание. В итоге правительство позволило пересчитывать цену контрактов в связи с ростом цен на строительные ресурсы и озаботилось созданием постоянных механизмов корректировки строительных контрактов.
Сегодня Минэкономики выдвигает 11 инициатив, — часть из них уже обсуждалась, но не нашла поддержки в правительстве. Тем не менее, министерство настаивает на установлении сметной прибыльности стройконтрактов как минимум в 25%, введении постоянно действующего механизма корректировки цены контракта при росте цен на стройматериалы и авансировании госконтрактов.
Также Минэкономики предлагает ускорить доведение до строителей бюджетных средств при корректировке цен договоров, — деньги на это предлагается заложить в резервный фонд правительства. Кроме того, расходы на покрытие издержек из-за роста цен на ресурсы предлагается предусмотреть в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
Проблему утраты интереса строителей к государственным стройкам министерство предлагает решать за счет «дорожной карты» по поддержке производителей стройматериалов — для повышения объемов их выпуска и снижения стоимости. Одна из мер – реализация «сквозных проектов» с субсидированием закупок у отечественных производителей для развития, опять же, отечественных производств. Идеи импортозамещения предлагается распространить и на выбор застройщиков — с приоритетом для российских и евразийских подрядчиков без преобладающего найма иностранной рабочей силы.
Предложенные Минэкономразвития меры лишь частично решат проблемы отрасли, отмечают в Национальной ассоциации инфраструктурных компаний. Но они не затрагивают «таких значимых вопросов, как, например, введение новых правил расширенного казначейского сопровождения, а также сложности доступа к заемным средствам при применении данных правил», — отмечает гендиректор НАИК Мария Ярмальчук.
Нормализовать ситуацию в отрасли позволит комплекс мероприятий, предложенный «дорожной картой» по совершенствованию регулирования транспортного строительства, которую НАИК разработал совместно с профильными министерствами. «Мы надеемся, что она будет утверждена правительством в ближайшее время», — выразили надежду в организации.