Не успев справиться с кадровым дефицитом, возникшим в разгар пандемии, стройиндустрия вновь столкнулась с этой проблемой. Сегодня отрасли не хватает почти 25% от необходимого числа работников, особо остро дефицит ощущается в инженерном составе. В ближайшем будущем ситуация только ухудшится, утверждает «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов рынка.
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) и Sherpa Group провели опрос среди представителей крупнейших дорожно-строительных компаний РФ, который показал, что самой острой проблемой для отрасли является нехватка квалифицированных специалистов и рабочей силы. В этом году дефицит кадров в отрасли обострился из-за геополитического фактора и частичной мобилизации: доля мобилизованных в строительных компаниях доходит до 7–8% от общей численности сотрудников, еще 2–3% работников либо уехали из страны, либо вернулись в свои регионы.
Впервые стройиндустрия столкнулась с серьезной нехваткой рабочей силы в разгар пандемии, когда трудовые мигранты стали массово уезжать на родину. После упрощения въезда в РФ для граждан из СНГ проблема, казалось, была решена: летом 2022 года замглавы Минстроя Никита Стасишин сообщил, что компании отрасли больше не фиксируют дефицита кадров. По его словам, только с января по май 2022 года в РФ из Узбекистана въехало более 500 тыс. трудовых мигрантов. Кстати, то же самое он говорит и сегодня: «Мы сейчас не фиксируем дефицита рабочих у застройщиков, которые возводят жилье. Сегодня с учетом курса доллара мигрантам очень выгодно работать на нашем рынке… Возможно, есть ряд сложностей с большими инфраструктурными проектами, которые находятся в труднодоступных местах, но сегодня нет ни одного обращения ни от системообразующих компаний, ни от каких-либо других о том, что у них есть дефицит какой-то конкретной специальности», — отметил Стасишин в недавнем интервью «Известиям».
Кстати, спрос на рабочую силу возрос и в странах, традиционно поставляющих трудовых мигрантов в РФ, — перенос рядом российских компаний своих инвестпроектов в страны СНГ привел к росту спроса в этих республиках на инженерные и рабочие кадры. Однако базовой причиной кадрового дефицита в стройиндустрии эксперты «Ъ» считают низкую производительность труда: более 20 лет строительные компании вместо внедрения современных технологий ориентировались на завоз дешевой рабочей силы из-за рубежа.
Сегодня кадровый дефицит в стройотрасли (до 25%) фиксируется на фоне увеличения объемов строительства в рамках нацпроектов. В то же время рыночные зарплаты в строительстве выше сметных, в рамках госконтрактов компаниям это никак не компенсируется, а внутренние резервы весьма ограничены, поэтому и происходит переток кадров в другие сферы, где оплата труда выше. Особенно не хватает стройке квалифицированных инженеров, – число соответствующих вакансий в сфере строительства за последний год выросло на 46%.
Решение проблемы в Комитете Госдумы по строительству и ЖКХ видят по-прежнему в привлечении трудовых мигрантов и подготовке собственных специалистов, отмечает «Ъ» со ссылкой на зампреда комитета Владимира Кошелева. Эксперты рассчитывают на приток рабочей силы с новых территорий РФ и с Украины. Президент девелоперской группы «Основа» и председатель Комиссии по вопросам индустрии строительных материалов и технологий Общественного совета при Минстрое России Александр Ручьёв считает своевременной и эффективной иную меру – смягчение налоговой политики для стройкомпаний в части зарплат – по аналогии с IT-отраслью. Иначе риски отказов от проектов и увеличения сроков строительства могут возрасти.